Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ И МХК АГАФОНОВА Е.А.
Системно-деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
Системно-деятельностный подход предполагает: учет возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Проектная деятельность Главная цель: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; развитие умения работать самостоятельно; получение дополнительных знаний по теме.
Музыкальная разминка «Письмо» - напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
Путешествие в мир звуков «Нарисуй музыку» - представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы. Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. «Цветная гамма» - после прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. «Я - поэт» - подберите или сочините сами небольшое стихотворение на прослушанную музыку.
Творческий марафон «В гостях у сказки» - Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий. «Музыкальный театр» - С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения. «Я - артист» - Послушайте музыкальную пьесу. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются: систематичность и последовательность; возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса; использование системно-деятельностного подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Георг Кристоф Лихтенберг