Презентация курса «Коммерческое товароведение». Тема 1. Предмет, цели и задачи курса товароведения. Тема 2. Методы, применяемые в товароведении. Тема 3. Ассортимент товаров. Тема 4. Качество товаров. Тема 5. Дефекты товаров. Тема 6. Количественные характеристики товаров. Тема 7. Физические свойства товаров.
Тема 1. Предмет, цели и задачи курса товароведения.
Продукция –материальный и нематериальный результат деятельности живой и неживой природы, предназначены для удовлетворения каких-либо потребностей. 2 основных свойства продукции: 1. Продукция должна быть обязательно произведена. 2. Продукция должна быть кому-то нужна.
Товар – материальная продукция, вступающая в отношения коммерческой деятельности. Свойства товара: 1. Товар произведен. 2. Предназначен для удовлетворения чьих- либо потребностей. 3. Вступает в отношения коммерческой деятельности.
Потребительная стоимость – способность удовлетворять какую-либо потребность человека. Меновая стоимость – способность обмениваться как вещь на другую вещь. Характеристики потребительной стоимости: 1. ПС является диалектической категорией. 2. ПС товара проявляется в его использовании. Разновидности ПС: 1. В зависимости от характера потребления продуктов труда: -индивидуальная -общественная 2. По масштабу удовлетворения потребностей: -единичная общественная -совокупно общественная
Основополагающие характеристики товара: Ассортиментная Качественная Количественная Стоимостная Ассортиментная - совокупность отличительных видовых свойств и признаков товара, которые определяют функциональное и социальное назначение товара, т.е. устанавливает принципиальное отличие одного товара от другого. Качественная – совокупность внутривидовых свойств, которые определяют пригодность товара удовлетворять определенные потребности человека в соответствии с его функциональным назначением. Количественная – к ней относятся: основные физические величины и показатели товара (масса, объем, мощность.
Взаимосвязь основных товароведных характеристик со стоимостной: между ассортиментной и стоимостной существует слабовыраженная связь. между количественной и стоимостной – прямо пропорциональная связь. между качественной и стоимостной связь в зависимости от информированности покупателя. Зависит от себестоимости, спроса, канала распределения, имиджа фирмы, продавца.
Товароведение – наука об основных характеристиках товара, определяющих их потребительные стоимости, а также о факторах, которые обеспечивают эти характеристики. Товароведение (по Марксу)- потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведение. Объект – Товар Предмет – потребительные стоимости товара, которые превращают продукцию в товар. Цель – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость.
Задачи: Дать четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость. Установить принципы и методы. Систематизировать множество товаров, используя методы классификации и кодирования. Изучить свойства и показатели ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленного или торгового ассортимента. Управление ассортиментом предприятий. Определить номенклатуру потребительных свойств и показателей качества товаров. Оценка качества товара. Выявление дефектов товара, причин по их возникновению и мер по предупреждению реализации некачественных товаров. Определение количественных характеристик единичных товаров и товарных партий Обеспечение качества и количества товара на разных этапах его существования. Установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по предупреждению потерь. Информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя. Общая товароведная характеристика конкретных товаров.
Принципы товароведения: Безопасность Совместимость Эффективность Взаимозаменяемость Систематизация
Тема 2. Методы, применяемые в товароведении.
Методы научного познания – направлены на исследование товара, основных характеристик в процессе товароведения. 1. Эмпирические – методы, основанные на опыте и наблюдении. Используются для определения физической, химической природы товаров. а) Измерительные – для определения значения показателей качества продукции на основе технических средств измерения: Современные Долгосрочные Экспресс-методы б) Органолептические – методы определения значения показателей качества товара с помощью органов чувств.
2. Аналитические а) методы управления Анализ Диагноз Прогноз Программирование Планирование б) Методы идентификации Идентификация – установление соответствия характеристик конкретных товаров требованиям, предъявляемым к ассортиментной принадлежности, качеству и количеству товаров в соответствии с нормативными или тов.-сопроводительными документами или с маркировкой. Главное свое применение – товарная экспертиза.
3 основных вида идентификации: Ассортиментная (видовая) – установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, которая определяет требования, предъявляемые к этому товару. Качественная – установление соответствия качества конкретных товаров требованиям, предъявляемым норм.- технич. документацией. Партионная – установление принадлежности единичных товаров или его части конкретным товарным партии. Группировка – метод обобщения объектов по общим признакам.
Методы практической деятельности – Определяются с учетом специфики товара. Упаковывание Маркирование Хранение
Классификация как метод товароведения Признак классификации – свойство или характеристика объекта (товара), по которому производится классификация – Признак назначения (потребительские, товары промышленного назначения) – Сырьевой признак – Технологический – Конструкторский – Рецептурный – Компонентный Признаки могут иметь качественное и количественное выражение, которое называется значением признака классификации.
2 метода классификации: Иерархический – последовательное разделение множества объектов на зависимые группировки. Фасетный – разделение множества объектов на независимые классификационные группировки, особенность в том, что разные признаки не связаны между собой. В результате деления получается ступень классификации – этап, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Количество ступеней и количество признаков определяют глубину классификации.
Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации. Код – это знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения объекта или классификационных группировок. Структура кода – условное изображение состава и последовательности знаков. Состоит из: алфавит основание разряд длина Методы кодирования: Порядковый Серийно-порядковый Параллельный
Виды классификаций: -государственная, -международная, -товароведно-торговая, -учебная.
Государственная (ОКП – общероссийский классификатор продукции, который введен в действие 1993 года) Международная – представлена Гармонизированной системой классификации и кодирования (номенклатура гармонизированной системы НГС) и Комбинированной номенклатурой Европейского союза (КНЕС) Среди классификаторов вед.место ТН ВЭД. Товароведная Все товары подразделяются на: роды ( признак назначения) – потребительские, пром.назначения, оргтехнические классы подклассы группы подгруппы виды разновидности наименования (номинал., марочное) Торговая – предназначена для товаров широкого потребления, не является последовательной системой классификации. Основывается на распределении товаров на группы в соответствии с прейскурантами розничных цен. Учебная – служит для изучения торгового ассортимента товаров шир.потребления, которые находятся в оптовой и розничной торговле.
Тема 3. Ассортимент товаров.
3.1. Классификация ассортимента товаров Свойства и показатели ассортимента Цели и задачи ассортиментной политики Основные направления в области формирования ассортимента Факторы формирования ассортимента.
Торговый ассортимент подразделяется на 2 группы: Ассортимент товарной группы Ассортимент торговых предприятий Ассортиментная характеристика – одна из наиболее важных и определяющих различие м/у товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара – это набор товара, который формируется по опр. признакам и удовлетворяет разнообразные аналогичные и индивидуальные потребности человека.
3.1Классификация ассортимента товаров: 1. Группы (по месту нахождения Товаров): промышленный (набор товаров, которые находятся у данного производителя и им выпускается). торговый (набор товара торговых организаций, сформированный с учетом специализации этой организации, потребительского спроса и материально- технической базы торгового предприятия. Включает промышленный ассортимент различных предприятий).
2. Подгруппы (по широте обхвата Т.): простой (ограниченный набор Т., представленный небольшим кол-вом групп, видов и наименований, которые удовлетворяют потребности ограниченного числа потребителей (например, ассортимент небольших сельских магазинов) сложный (набор Т., представленный значительным кол-вом групп, видов, разновидностей, наименований, которые удовлетворяю разнообразные. потребности покупателей с разным спросом и уровнем достатка (универмаг) групповой (набор однородных Т, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Общим признаком м.б. функциональное назначение (хлеб, одежда),соц. назначение (для ветеранов, молодежи) В больших магазинах выделяются секции. А) Видовой (набор Т, различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности)(например, кисломолочная продукция в молочном отделе) Б) Марочный (набор Т.,одного вида, марочных наименований или наименований, относящихся к группе марочных. Например, вина, табак, духи, авто)
Развернутый (набор Т., который включает значительное кол-во подгрупп, видов, разновидностей, наименований, которые относятся к группе однородны, но отличаются друг от друга своими индивидуальными признаками). Например, магазины аудио- видео техники. Сопутствующий (набор Т, который выполняет вспомогательные функции и не относятся к основным для данного отдела). Обувной отдел (крем, шнурки). Смешанный (набор Т., разных групп, видов, наименований, которые отличаются друг от друга различным функциональным назначением).
3. Виды (по степени удовлетворения потребностей): Рациональный (набор Т, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития техники, технологии, науки. Формирование рационального ассортимента зависит от уровня жизни, достижения НТП, т.к. НТП стимулирует разработку новых товаров. Оптимальный (набор Т, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом при минимальных затратах на проектирование, разработку и доведения товара до потребителя. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью и определяется коэффициентом оптимальности.
4. Разновидности (по характеру потребностей): Реальный (действительный набор Т., который имеется у изготовителя или продавца). Прогнозируемый (набор Т., который предположительно должен удовлетворять предполагаемые потребности). Учебный (перечень Т., систематизированный по определенным научно-обоснованным признакам для достижения обучающих целей).
3.2. Свойства и показатели ассортимента. Свойство ассортимента – специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента– количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований Т. При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей асс-та.
ШИРОТА АСС-ТА – кол-во видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Действительная широта – фактическое кол-во видов, разновидностей, наименований Т., имеющихся в наличии. Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. Может быть кол-во видов, разновидностей, наименований Т., регламент. норм. или техническими документами или максимально возможное. Может быть мах перечень Т., имеющихся во всех обследованных магазинах. Коэффициент широты – отношение Шд к Шб*100%. Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка Т.: чем>Ш, тем > насыщенность.
Показатели широты применяются в зависимости от спроса и от насыщенности рынка. Если дефицит, то продавцу лучше иметь узкий ассортимент товара т.к. при большой широте требуются дополнительные затраты, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки, увеличиваются транспортные расходы. На насыщенном рынке продавцы стремятся удовлетворять разнообразные потребности. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм. Широта не может служить единственным показателе рациональности ассортимента, т.к. с одной стороны чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны при сверхвысокой широте затрудняется выбор нужного товара.
ПОЛНОТА - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Характеризуются количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Пд – характеризуется кол-вом видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а Пб – регламентируемым или планируемым количеством Т. Кп. – Пд/Пб*100% Наибольшее значение показатели полноты имеют на насыщенном рынке, чем > полнота, тем > вероятность того, что потребительский спрос на Т. определенной группы будет удовлетворен.
Повышенная полнота ас-та может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и другими факторами. Увеличение полноты требует у работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей, наименований, чтобы информировать о них потребителей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя/поставщика.
УСТОЙЧИВОСТЬ – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Ку – отношение количества видов, разновидностей, наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к Шд. Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товар находятся в реализации. В этом случае устойчивость может зависеть от: наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на эти Т. отсутствия или недостаточности спроса на Т, которые залеживаются на складах и прилавках. несоответствия товарных запасов возможностям реализации Т. Поэтому сроки реализации Т. как показатели устойчивости не могут быть использованы при определении рациональности асс-та. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить кол-во Т. пользующих устойчивым спросом, но следует иметь ввиду, что вкусы и предпочтения меняются, поэтому устойчивость асс-та должна быть рациональной.
НОВИЗНА – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Характеризуются действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через Н/Шд, Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводится в условиях насыщенного рынка. Однако и в условиях насыщенного рынка обновление может быть следствием дефицита сырья, производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Причины, побуждающие обновлять ассортимент: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем. проектирование и разработка новых товаров не имевших ранее аналогов. расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации. Потребителями являются новаторы. Зачастую новые товары удовлетворяют не физиологические, а психологические и социальные потребности (авто). Обновление должно быть рациональным, т.к. есть определенный риск, что товар не будет пользоваться спросом.
СТРУКТУРА – характеризуется удельной долей каждого вида товара в общем наборе. Показатели структуры могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельного товара к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент. При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение, реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация. Выбор показателей в том или ином выражении определяется аналитическими целями.
АССОРТ-НЫЙ МИНИМУМ (перечень ) – минимально-допустимое количество видов Т. повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации. Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида Т. повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – способность набора Т. наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Кр – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости. Коэффициент весомости определяется экспертным путем, они характеризую удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт Т. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого Т. С определенной степенью достоверности Кр может свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании асс-та и реальными, подкрепленными покупательским спросом.
ГАРМОНИЧНОСТЬ – свойство набора Т. разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования. Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании асс-та выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ас-та следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца за доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск, приобретение Т, близких по назначению или дополняющих друг друга.
3.3. Цели и задачи ассортиментной политики Управление ассортиментом – деятельность, которая направлена на достижение требований рациональности асс- та. Формирование ас-та не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития асс-та. Это определяет ассортиментную политику организации. Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования асс-та, определяемые руководством предприятия. Цель: Формирование реального и прогнозируемого ас-та, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Каждое торговое предприятие самостоятельно занимается вопросами формирования асс-та и ассортиментная политика определяется руководителе данного предприятия. Для успешного решения рациональности асс-та необходимо решить следующие.задачи: Установить реальные и предполагаемые потребности в определенных Т. Определить основные показатели асс-та и выполнить анализ его рациональности. Выявить источники товарных ресурсов, которые необходимы для формирования рациональности асс-та. Определить материальные возможности организации для выпуска или реализации отд.Т. Определить основные направления формирования асс- та.
3.4. Основные направления в области формирования ассортимента. 1. СОКРАЩЕНИЕ – количественное и качественное уменьшение набора товаров. Может происходить в 2 направлениях: а) уменьшение широты асс-та б) уменьшение полноты асс-та Причины сокращения асс-та: падение спроса нет предложений убыточность или низкая прибыльность В настоящее время наблюдается тенденция сокращения асс-та за счет сокращения дешевых Т. первой необходимости.
2. РАСШИРЕНИЕ – происходит за счет увеличения показателей широты и полноты ассортимента и за счет новизны ассортимента. Причины: а) увеличение спроса б) предложений в) высокая рентабельность производств и прибыльность организации г) внедрение на рынок новых товаров и новых. изготовителей В настоящее время за счет новых товаров импортного производства, расширение ассортимента одних товаров ведет к расширению ассортимента других товаров. 3. СТАБИЛИЗАЦИЯ – соотношение товаров, когда наблюдается высокая устойчивость и низкая степень обновления. Она присуща пищевым продуктам, повседневного спроса. Непродовольственные Т. отличаются высокой степенью изменения асс-та под воздействием моды и НТП.
4. ОБНОВЛЕНИЕ – характеризуется увеличением показателя новизны. Вызвано: а) изменением потребностей человека под воздействием внешних факторов б) повышением конкурентоспособности торгующих организаций и предприятий-изготовителей, требует постоянного обновления ассортимента. в) стремление продавцов и производителей стимулировать спрос покупателей на новые товары. Особенно ярко выражается в одежно-обувной группе. г) изменение направления моды д) достижения НТП Обновление ас-та - доля торгующих предприятий, является мероприятием, связанным с определенным риском.
5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – комплексное направление, которое решено за счет одновременного расширения одних товаров и сокращения других товаров и за счет обновления ас-та. Задача: достижение рационального ассортимента. 6. ГАРМОНИЗАЦИЯ – направление, с помощью которого достигается наибольшая степень близости реального ассортимента и лучших отечественных и зарубежных аналогов.
3.5. Факторы формирования ассортимента. 1. Общие для промышленного и торгового асс-та: спрос на продукцию уровень рентабельности 2. Специфические факторы (для промышленного ас-та): сырьевая база (является решающим) Достижения НТП Материально-техническая база промышленного предприятия. Специфические факторы (для торгового ас-та) производственные возможности изготовителя специализация торговой организации каналы распределения (четкая организация поставок Т) методы стимулирования сбыта и форм-е спроса (рекламная поддержка новых Т.) Важно когда рынок переполнен товарами. материально-техническая база торговой организации.
Тема 4. Качество товаров.
4.1. Показатели и значения показателей качества Группы потребительских свойств и показателей качества Оценка качества. Основные этапы Градации качества Классы товаров Сортамент товаров; Пересортица, сорта и группы сложности.
4.1. Показатели и значения показателей качества. Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Показатели качества Т. формируются на всех этапах ЖЦТ, начиная от проектирования и разработки (относятся к технологическому циклу), заканчивая эксплуатацией Т. потребителем у него дома. Единичные – характеризуют простые свойств Т. или одну какую- либо особенность (цвет, форма) Комплексные – характеризуют сложные свойства Т. посредством единичных показателей (соответствие изд.направлениям моды (цвет, длина)). Базовые – показатели, принятые за основу при сравнении конкретных Т. в соотв. с эталоном или показателем аналогичной продукции, которые отражают передовые технологии. Определяющие – показатели, которые имеют решающее значение при оценке качества данного Т.
Значения показателей качества: Оптимальные – это значения показателей качества, которые позволяют наиболее полно удовлетворять потребности. Наиболее желаемые, но не всегда достижимые (вкусовые качества, внешний вид, запах) Действительные – фактическое значение показателя качества (молоко – 3,2% жирности) Регламентированные – те значения показателей качества, которые устанавливаются действующей нормативно – технической документацией (массовая доля жира в слив. масле не < 82%). Предельные – значения показателей качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующей нормат. документации. минимальные – когда снижение показателя качества ниже минимального приводит к уменьшению качества Т. максимальные – когда превышение этого показателя, также способствует ухудшению качеств Т. (содержание воды в продукте) диапазонное – когда одновременно устанавливается мин. и мах. Значение Допустимые отклонения – те отклонения, которые допускаются норм. документами и не влияют на качество Т. Относится к овощам, к 2 сорту относится без механических повреждений, однако допуск. не > 10% незначительных механических повреждений.
Относительные – значения показателей качества конкретн. т. (действительные показатели) к базовым или регламентированным. уровень качества – это относительное значение показателей качества, когда в качестве базовых показателей принимаются показатели эталонов и учитываются требования потребителей. технический уровень качества – это относительный показатель, когда сравнивают с эталоном, учитывая передовые достижения НТП в данной области. Определяются для характеристики сложных технических Т.
4.2. Группы потребительских свойств и показателей качества. В зависимости от ЖЦТ: Потребительские показатели качества Технологические показатели качества
ГРУППЫ: 1. Назначение – способность Т. удовлетворять различные (функциональные, социальные, классификационные, универсал) потребности. Этот показатель является определяющим. а) Функциональное назначение – способность Т.выполнять его основные функции (для пищевых Т – удовлетворять физиол.потребности). Для определения функциональных свойств Т. необходимо устанавливать основное назначение данного Т. б) социальное назначение - способность Т. удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности. Показателями соц.назначения выступают: - внешний вид Т - имидж Т. (модная форма, цвет, отделка) Эти показатели подвержены значительным изменениям за короткий период времени. В противовес функциональному социальное назначение является стабильным. в) классификационное – способность ряда свойств Т. выступать в виде классификационного признака. г) универсальное – способность Т.удовлетворять разнообразные потребности.
2. Надежность – способность Т.сохранять функциональное назначение при хранении и потреблении в заранее оговоренные сроки. Это свойство не является безграничным и постоянно изменяющимся. а) долговечность – способность Т. сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания или ремонта. Это свойство характерно для Т. длительного пользования. Показатели долговечности: срок эксплуатации – время, в течение которого Т.выполняет свои основные функции. ресурс – период времени возможной эксплуатации Т., который зафиксирован в норм. Документах. б) безотказность – способность Т.выполнять свои функции без возникновения дефектов, из-за которых становится невозможным или затруднительным дальнейшее использование Т.по назначению. Характеризуется: сроками эксплуатации без сбоя. кол-вом дефектов, которые возникают в период обусловленного в норм.док- тах. в) ремонтопригодность – способность Т. восстанавливать свои исходные свойства (функциональное назначение) после устранения выявленных дефектов.
В соответствии с этим показателем все Т. подразделяются на : ремонтопригодные неремонтопригодные (лампочка, батарейка) Показатели ремонтопригодности: параметр потокоотказов – среднее кол-во отказов восстановленного изделия в единицу времени на определенный срок гарантийная наработка – срок эксплуатации изделия, который гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации г) Сохраняемость –способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока. Если потери происходят, то они должны быть экономически оправданы, это свойство присуще всем Т. Сохраняемость зависит от следующих факторов: химический состав и свойства веществ, из которых выполнен данный Т. Структура Т. или его строение Наличие защиты от неблагоприятных внешних воздействий Условия и сроки хранения.
Показатели сохраняемости потребительских товаров. 1. Потери количественные и качественные. 2. Выход товарной (стандартной) продукции. 3. Сроки хранения.
3. Эргономические – способность товаров создавать ощущение удобства, комфорта, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с – антропометрическими, психологическими, психолого- физиологическими характеристиками потребителя. Эргономика – это наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях деятельность человека с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации любого товара.
а) антропометрические – способность товара при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. б) психологические – способность товара обеспечивать при потреблении(эксплуатации) состояние душевного комфорта. в) психофизиологические – способность товара обеспечивать психофизиологические возможности потребителя. Это комплексное свойств. Одновременно удовлетворяют психические и физиологические потребности человека.
4. Эстетические – способность товара выражать в чувственно - воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Показатели: - внешний вид, - информационная выразительность, - дизайн, - совершенство производственного исполнения, - мода, - состояние поверхности, - стиль.
5. Экологические – способность Т. не оказывать вредного воздействия на окружающую.среду при эксплуатации или потреблении. 6. Безопасность – состояние, при котором риск ущерба или вреда ограничен допустимым уровнем. Для потребительских товаров, безопасность определяется недопустимым риском для жизни, здоровья и имущества потребителя при эксплуатации или потреблении товаров.
а) химическая – отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен токсическими веществами. Все вещества делятся: токсичные элементы. нитраты и нитриты. пестициды.. антибиотики – органические вещества для борьбы с микробами. гормональные – лекарственные средства, содержащие гормоны или синтетические аналоги.
б) радиационная – отсутствие риска для Здор, жизни и имущества потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или излучениями этих элементов. Для всех пищевых продуктов используется ПДК (предельная допустимая концентрация) радиоактивных изотопов кобальта, цезия, стронция. в) механическая – отсутствие недопустимого риска для потребителя вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации)
г) Термическая безопасность - отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. д) Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложно-технических товаров. е) Противопожарная безопасность отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.
Микробиологические повреждения (заболевания) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают бактериальные и грибные заболевания, являющиеся наиболее распространенными причинами, по которым пищевые продукты утрачивают санитарно- гигиеническую безопасность. Микробиологические повреждения непродовольственных товаров встречаются реже, в основном это плесневение тканей, кожи, мехов и изделий из них. Биоповреждения второй группы следует назвать зоологическими, т.к. их вызывают различные представители животного мира (насекомые, грызуны, птицы).
4.3. Оценка качества. Основные этапы. Оценка качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.
Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности: I. Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих. II. Определение действительных значений показателей качества. III. Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым.
4.4. Градации качества. Градация, класс, сорт категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. Отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат.
Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей. Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным пока зателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только заниженная – нестандартная или брак. К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).
Брак товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, то товар признается стандартным. Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими к неликвидным.
4.5. Классы товаров. В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса. 1 класс - товары, пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений. 2 класс товары, условно пригодные для использования по назначению. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. 3 класс опасные товары, непригодные для использования по назначению. К нему относятся неликвидные отходы. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей.
4.6. Ассортимент товаров. Пересортица, сорта и группы сложности. Ассортимент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется ассортимент.
Различают: Природный ассортимент совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками. Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота «породы», для птицы «кроссы». Непродовольственные товары на природные сорта (породы и пр.) не делятся.
Товарный ассортимент совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества. В зависимости от преобладания одного из факторов (сырье, технология, условия и сроки хранения) или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления ассортимента. Сырьевой принцип основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения.
Пересортица один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников фирмы и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии производств, включая некачественный приемочный контроль сырья.
Кроме деления на товарные сорта, ряд товаров подразделяют по основным и частным признакам на группы сложности, качества, марки, номера и др. Группы сложности градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обусловливает различные свойства их. Марки, номера градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей.
Тема 5. Дефекты товаров.
Дефект невыполнение заданного или ожидаемого тре бования, касающегося объекта, а также требования, относящегося к безопасности. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения. По степени з н а ч и м о с т и различают критерии критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Значительные дефекты несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Малозначительные дефекты несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность.
В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно. В зависимости от н а л и ч и я методов и средств устранения дефекты делят на: Устранимые дефекты дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Неустранимые дефекты дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.
В зависимости от места возникновения подразделяют: Технологические дефекты дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Являются следствием недостаточного управления и контроля качества при производстве продукции. Предреализационные дефекты возникают при транспортировании, хранении, подготовке к продаже или реализации товаров. Товары, у которых выявлены недопустимые технологические или предреализационные дефекты, реализации не подлежат. Послереализационные дефекты возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
Тема 6. Количественные характеристики товаров.
Количественная характеристика относится к одной из основополагающих. При ее определении следует различать единичные экземпляры товаров и их совокупность - товарные партии. Единичные экземпляры отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экземпляры с определенной степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности достигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпляров товарная партия отличается неоднородностью. Товарная партия совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.
Для характеристики разброса (рассеивания) действительных значений показателей качества единичных экземпляров товаров в партии используют показатель о д н о р о д н о с т и, который служит критерием стабильности качества товаров в условиях массового и серийного производства. К показателям однородности относят среднеквадратичное отклонение значений показателей качества, размах разность между максимальным и минимальным результатами.
Все единичные экземпляры и товарные партии имеют общие и специфичные количественные (или размерные) характеристики. К общим количественным характеристикам товара относятся следующие основные физические величины: масса, длина, термодинамическая тем-ра, а также производные от них величины объем, теплопроводность, теплоемкость. Специфические количественные характеристики присущи либо товарным партиям, либо единичным экземплярам товаров Среди наиболее распространенных количественны характеристик товарных партий можно назвать: объемную (насыпную) массу, скважистость, сыпучесть, угол наклона насыпи товаров, вертикальное и/или горизонтальное давление слоя товаров (или отд.Т. в партии) на строительные конструкции или нижерасположенные слои. Единичным экземплярам товаров присущи такие специфичные характеристики как пористость, пластичность, эластичность, вязкость, механическая устойчивость, твердость и др. Особенностью количественных характеристик товаров, в первую очередь единичных экземпляров, является то, что многие из них одновременно выступают критериями как количественных, так и качественных характеристик.
Тема 7 Физические свойства товаров.
7.1. Общие физические свойства Специфические физические свойства товарных партий Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров.
7.1. Ощие физические свойства Размерно-массовые характеристики отдельных товаров и товарных партий. Эти характеристики представлены массой, длиной, площадью, объемом. Масса товаров – количество товаров в определенном объеме, выраженное в основной (кг) или производных величинах (мг, г, ц, т и др.). Единичные экземпляры товаров и товарные партии характеризуются абсолютной массой, которая индивидуальна для каждого из них и иногда используется для их идентификации. Иногда масса выражается в опосредованных единицах - количество штук в 1 кг или в 100 г. В этом случае устанавливается средняя масса единичного экземпляра товара. Для упаковочных единиц и товарных партий применяется абсолютная масса.
Длина основная физическая величина, выражаемая в метрах. Применяется как показатель качества отдельных товаров, а также как основная единица измерений при приемосдаточном контроле по количеству тканей, стройматериалов из древесины, мебели, некоторых резинотехнических изделий, электропроводов, перевязочных материалов и т. п. Стоимостная характеристика единицы длины это цена товаров, которые при отпуске измеряются по длине. При этом в практике торговли часто применяется такая единица измерения величины, как погонный метр условная единица длины, не зависящая от ширины изделия. Следует отметить, что ширина и высота это тоже длина, но отличающаяся от доминирующей длины пространственным расположением.
Площадь производная физическая величина, определяемая как произведение двух длин (длины и ширины). Для товарных партий пользуются производным показателем коэффициентом загрузки, который рассчитывается как масса товаров, размещаемая на 1 квадратный метр. Объем производная физическая величина, определяемая как произведение трех длин (длины, ширины и высоты). Это самая распространенная физическая величина, применяемая для характеристики жидких товаров (упаковочных единиц или товарных партий). Одновременно она служит мерой при отпуске товара потребителю, идентифицирующим признаком единичных экземпляров товара или совокупных упаковочных единиц.
Теплофизические свойства товаров. К общим тепло-физическим свойствам относятся температура, теплоемкость и теплопроводность. Единичные экземпляры товаров и их товарная масса характеризуются неоднородной структурой, что обусловлено химическими свойствами и составом, строением, а также наличием аэропространства между отдельными товарами и/или упаковками в товарной партии. Это обусловливает общность и различия показателей, характеризующих теплофизические свойства.
Температура - основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние как един. экземпляров товаров, так и их совокупностей - товарных партий.. Температура товаров и товарных партий существенно влияет на их Сохраняемость. При высокой температуре увеличивается интенсивность биохимических, микробиологических и некоторых физических процессов (например, усушка), вследствие чего возрастают потери, ухудшается Сохраняемость товаров, сокращаются сроки хранения. Низкие температуры, снижая интенсивность многих процессов, также могут вызывать негативные явления (замерзание, застуживание). Поэтому оптимальная температура товара индивидуальна для каждой товарной группы. Особенно важен этот показатель для скоропортящихся пищевых продуктов.
Теплоемкость количество тепла, необходимое для повышения температуры объекта определенной массы в определенном интервале температур. Показателем теплоемкости служит удельная теплоемкость, которая определяется количеством тепла, необходимым для повышения температуры 1 кг продукта на Г С. Выражается показатель в Дж/"С или Дж/(кг К), где К градус Кельвина. Удельная теплоемкость рассчитывается для определения количества тепла, которое нужно передать товару для его нагревания или отнять для его охлаждения. Этот показатель применяется для расчета потребностей в холодильном оборудовании или кондиционерах для обогрева.
Теплопроводность количество тепла, которое проходит через массу объекта определенной толщины и площади в фиксированное время при разности температур на противоположных поверхностях в один градус. Показателем этого свойства является удельная теплопроводность, или коэффициент теплопроводности, которая характеризуется количеством тепла, проходящего через массу продукта толщиной 1 м на площади 1 квадратный метр за 1 час при разности температур на противоположных поверхностях в один градус.
7.2. Специфичские физические свойства товарных партий. Объемная (насыпная) масса масса единицы объема товаров, выражается чаще всего в кг на 1 м.куб. Этот показатель используется для характеристики товаров, объединенных в совокупные упаковочные единицы или товарные партии. Особенностью таких товарных масс является наличие пустот между отдельными экземплярами товаров или частицами сыпучих товаров. Разные товары имеют неодинаковую объемную массу. Объемная масса зависит от плотности единичных экземпляров товаров, а также от наличия аэропространств (пустот) в товарной массе. Эти аэропространства обеспечивают естественный и активный воздухообмен, а также теплообмен. Аэропространство товарной массы характеризуется специфическим показателем скважистостью, который рассчитывается как отношение объема аэропространства к объемной товарной массе.
7.3. Специфические физические свойств единичных экземпляров товаров. Они устанавливаются только для единичных экземпляров товаров, характеризующихся целостностью. Их можно подразделить на следующие группы: структурно-механические, теплофизические, электрические, оптические и акустические. Следует отметить, что эти группы физических свойств выполняют двойную функцию: они предназначены не только для количественных, но и для качественных характеристик товаров.
Механические свойства особенности товаров, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях. Эти свойства называют также реологическими. Они характеризуют способность товаров сопротивляться приложенным внешним силам или изменяться под их воздействием. К ним относятся прочность, твердость, упругость, эластичность, пластичность, вязкость. Прочность способность твердого тела сопротивляться разрушению при приложении к нему внешней силы при растяжении и сжатии. Это одно из важнейших структурно-механических свойств. Прочность материала зависит от его структуры и пористости. Твердость местная краевая прочность тела, которая характеризуется сопротивлением проникновению в него другого тела. Определяют ее с помощью прибора пенетрометра. Деформация способность объекта изменять размеры, форму и структуру под влиянием внешних воздействий, вызывающих смещение отдельных частиц по отношению друг к другу. Деформация товаров зависит от величины и вида нагрузки, структуры и физико-химических свойств объекта.
Периодические нагрузки - нагрузки, повторяющиеся через определенные периоды времени. Они могут быть однократными и многократными. Наиболее разрушающее воздействие оказывают знакопеременные многократные нагрузки, при которых постоянно изменяется направление нагрузки. Постоянные нагрузки не изменяются в течение определенного периода времени. Статические нагрузки - нагрузки, постоянно и постепенно действующие без толчков и ударов, вследствие чего не происходит ускорение частиц тела. Динамические нагрузки действуют на объект мгновенно, толчками, сообщая заметные ускорения частицам тела. Эти нагрузки чаще вызывают различные деформации товаров.
Деформации могут быть обратимыми и необратимыми. При обратимой деформации первоначальные размеры, форма и структура тела восстанавливаются полностью после снятия нагрузки, а при необратимой не восстанавливаются. Способность к обратимым деформациям характеризуется упругостью и эластичностью, разница между которыми заключается во времени, в течение которого восстанавливаются исходные параметры. Необратимые деформации обусловлены плотностью. Упругость способность объекта к мгновенно обратимым деформациям.
Показателями, характеризующими упругость, являются модуль упругости (Е, МПа) и коэффициент растяжения. Модуль упругости расчетное напряжение, при котором упругое абсолютное удлинение тела становится равным первоначальной длине. Модуль упругости характеризует жесткость материала. С увеличением жесткости уменьшается деформация тела по одной и той же длине. Коэффициент растяжения (сжатия) величина, обратная модулю упругости. Модуль упругости и коэффициент растяжения зависят от структуры товара, а также его химических состава и свойств.
Эластичность - способность объекта к обратимым деформациям в течение определенного времени. Пластичность - способность объекта к необратимым деформациям, вследствие чего изменяется первоначальная форма, а после прекращения внешнего воздействия сохра няется новая форма. Переход упругих деформаций в пластические называется релаксацией. Время, в течение которого товар под воздействием внешней силы полностью утрачивает способность восстанавливать свою форму, называется периодом релаксации. Таким образом, возникающие деформации могут быть подразделены на упругие, эластичные и пластичные.
Вязкость (внутреннее трение) свойство газов, жидкостей и твердых тел обусловливающее сопротивление слоев относительному перемещению под действием внешних сил. Для твердых тел вязкость рассматривается как сопротивление развитию остаточных деформаций. Вязкость жидких товаров определяется с помощью прибора вискозиметра и выражается в пуазах. Применяется для оценки качества товаров с жидкой и вязкой консистенцией (сиропов, экстрактов, меда, растительных масел, олифы, лакокрасочных материалов и т. п.). Вязкость зависит от химического состава (содержания воды, сухих веществ, жира) и температуры товара. При повышении содержания воды и жира, а также температуры снижается вязкость сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, что облегчает их приготовление.
Теплофизические свойства, характеризующие индивидуальное термодинамическое состояние единичных экземпляров товаров, это термодинамическая температура, а также температура плавления, застывания и замораживания. Последние характеризуют только товар и не присущи в целом товарной партии. Температура плавления и застывания температура, при которой отдельные компоненты товаров переходят из твердого состояния в жидкое (плавление) или из жидкого в твердое. Температура плавления и застывания влияет на консистенцию товаров. Температура замерзания температура, при которой вода переходит из жидкого состояния в твердое. Температура замерзания применяется в основном для характеристики пищевых продуктов (плодов и овощей, алкогольных и безалкогольных напитков, мяса, рыбы, молока).
Электрофизические свойства способность товаров изменяться под влиянием внешнего электрического поля. Показателями этих свойств являются электропроводность и диэлектрическая проницаемость товаров. Их учитывают в первую очередь при оценке качества электротехнических товаров, в меньшей степени пищевых продуктов.
Электропроводность способность объектов проводить электрический ток. По электропроводности все материальные объекты делят на проводники, полупроводники и изоляторы. Проводники объекты с высокой электропроводностью. К ним относятся вода, металлы, электролиты растворы солей, кислот и сахаров. Полупроводники объекты со средней электро проводностью, например, углерод, мышьяк, окись меди и т.п. Изоляторы объекты с низкой электропроводностью и высокой электрической прочностью. Применяются в качестве изолирующих материалов для электротехнических товаров и материалов. Электропроводность материалов, применяемых для электротехнических товаров, служит одним из факторов обеспечения электротехнической безопасности.
Диэлектрическая проницаемость величина, влияющая на количество энергии, которая может быть аккумулирована в форме электрического поля. Диэлектрические свойства присущи потребительским товарам, которые представляют собой гетерогенные смеси, содержащие воду, водные растворы солей, а также белки, жиры и углеводы, относящиеся к разряду диэлектриков с потерями. Эти свойства проявляются в поляризации объекта под влиянием внешнего приложенного электрического поля. Диэлектрическую проницаемость изучают для выявления изменений товаров в электромагнитных полях. Этот показатель зависит от температуры и химического состава объекта.
Оптические свойства, свойства, обусловленные способностью товаров рассеивать, пропускать или отражать свет. К основным оптическим свойствам откосятся цвет, блеск, прозрачность, преломляемость света, зависящие от отражательной, поглотительной или пропускающей способности объектов.
Цвет один из важнейших показателей качества, который может быть охарактеризован и количественно. Цвет товаров зависит от их отражательной способности. Объекты, отражающие все длины волн спектра, одинаково окрашены в ахроматические цвета - белый или черный, а объекты, избирательно отражающие лучи разных длин волн, приобретают соответствующий хроматический цвет. Цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью, светлотой и насыщенностью. Цветовой тон зависит от спектрального состава света, попадающего на сетчатку глаза, чувствительные элементы которой воспринимают три основных цветовых тона: красный, синий, желтый. Остальные цвета являются переходными: оранжевый переходный между красным и желтым, желто-зеленый между желтым и зеленым, фиолетовый между синим и красным. Яркость характеризуется количеством световой энергии, которую товар излучает, а светлота количеством световой энергии, которое товар отражает. Насыщенность цвета способность объекта избирательно пропускать или отражать свет в разной степени. Чем выше степень избирательного отражения света, тем яснее выражен цветовой тон.
Прозрачность обусловлена пропускающей способностью товара. Наибольшей пропускающей способностью обладают истинные растворы. Взвешенные (дисперсные) частицы в напитках или изделиях вызывают опалесценцию из-за отражения части световых лучей, вследствие чего появляется помутнение. При большом количестве взвешенных частиц объект становится непрозрачным. Преломляемость способность объекта преломлять световые лучи, зависящая от содержания растворимых веществ, различных включений, состояния поверхности и других факторов. Преломляемость используют для определения концентрации растворимых веществ. Чем больше содержание растворимых веществ, тем больше коэффициент преломления.
Акустические свойства способность товаров издавать (излучать), поглощать и проводить звук. Основными характеристиками акустического поля являются: частота упругих колебаний, спектр и скорость звука, амплитуда, волновое или удельное акустическое сопротивление среды и их производные: звуковое давление, сила (интенсивность) и тон звука, колебательная скорость. Спектр звука совокупность простых гармоничных колебаний. Спектр бывает сплошным и линейчатым. Сплошной спектр состоит из непериодических колебаний, энергия которых распределена в широкой области частот и воспринимается ухом как шумы. Линейчатый спектр отличается периодичностью колебаний с определенным соотношением частот, кратных частоте основного, наиболее медленного, колебания.
Скорость звука показатель, определяемый как произведение длины волны на частоту. Выражается в м/с и зависит от природы, структуры и температуры объекта, в котором распространяется. Чем выше температура и плотность, тем больше скорость звука. Сила (интенсивность) звука мощность звуковых колебаний, проходящих через единицу поверхности, расположенную перпендикулярно направлению распространения звука. На практике уровень силы звука выражается в децибелах и показывает, насколько сила звука объекта превосходит единицу силы звука на пороге слышимости. Тон звука звуковые колебания, имеющие определенную периодичность во времени. Различают высоту тона, определяемую частотой основного колебания, образующего тембр звуков и придающего им определенную окраску. Звуковые частоты делятся на интервалы, за единицу измерения которых принята октава. Некоторые материалы обладают резонирующей способностью, т. е. способностью усиливать звук без искажения тона. Показателем резонирующей способности является акустическая константа, которая служит важнейшим критерием при выборе древесины для дек музыкальных инструментов.
В зависимости от акустических свойств можно выделить три группы товаров: звуковые или аудиотовары; звукопроводящие; звукоизоляционные. Аудиотовары предназначены для извлечения звуков, а также их записи, хранения и воспроизведения. К ним относятся музыкальные инструменты и аудиотовары. При оценке качества этих аудиотоваров применяют две группы показателей: показатели, характеризующие физические константы звука (частоту, интенсивность, тембр и т. п.); показатели, характеризующие психофизиологическое воздействие звука на организм человека (уровень громкости, уровень звукового давления, частотный интервал и др.).
Звукопроводящие товары обладают способностью проводить звуковые колебания. На эту способность влияют материал, состав, структура и температура изделия. Звукопроводность используют на практике при оценке качества посуды. Звукоизоляционные товары - характеризуются низкой звукопроводностью или высокой способностью отражать звуковые колебания. Благодаря этому их используют как звукоизоляторы. Оценивают эти товары по коэффициенту звукоизоляции.