УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - Центр развития ребенка детский сад 58 «Щелкунчик» Московская область, г.Клин, ул.Чайковского, д.64 а, корп.2 тел: (49624) , представляет
Проект «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей с ОНР» Автор проекта учитель-логопед Буланова Юлия Юрьевна
Связь пальцевой моторики и речевой функции Развитие тонких движений пальцев рук и функционирование речевых зон коры головного мозга способствует формированию у детей правильной речи Растет объем знаний детей Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе Низкая оснащенность методической литературой и дидактическим материалом Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей. Появление новых частных методик и технологий обучения детей
Осуществление непрерывного педагогического процесса по развитию речи детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах.
Развивать способность сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее специальное время; Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру; Подтвердить их целесообразность проведения подобных занятий воспитателями, работающими на логопедических группах; Развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности; Создать педагогические условия для развития речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения посредством взаимодействия специалистов детского сада.
Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме; игры, игровые упражнения, театрализованная деятельность, непрерывная образовательная деятельность. Принцип деятельности – развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности. Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении. Принцип системности – решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи. Принцип преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития. Принцип гуманист личности – предполагает индивидуально- ориентированный подход.
1 этап: Аналитический (с 5 по 14 сентября 2013 г.) – анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определений основных целей. Разработка мониторинга по уровню развития речи детей и развития мелкой моторики пальцев рук у детей ОНР. 2 этап: Диагностический (сентябрь 2013 г.) – выявить уровень развития речи детей и развития мелкой моторики пальцев рук у детей. Охарактеризовать уровень развития детей по лепке. Отследить уровень развития у детей по конструированию и ручному труду. 3 этап: Организационный (сентябрь – октябрь 2013 г.) – планирование и прогнозирование работы. Разработка консультаций для родителей. Разработка конспектов непрерывной образовательной деятельности, бесед, игр, досугов. Создание развивающей среды. 4 этап: Практический (сентябрь – декабрь 2013 г.) – введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности предусмотренные программой. Составление сборника конспектов непрерывной образовательной деятельности, бесед, игр, досугов. Разработка консультативного материала для родителей. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
дети педагоги родители Воспитатель логопедической группы Участники проекта Учитель- логопед Воспитатель по изобразительной деятельности Воспитатель по ручному труду
Длительность проекта с 5 сентября по 23 декабря 2013 г.
Интеграция образовательной области ОО «Познание» ОО «Художественное творчество» ОО «Коммуникация» ОО «Музыка»
Совместная деятельность Мониторинг Изобразительная деятельность Пальчиковые игры и упражнения Театрализованная деятельность Сюжетно- ролевые игры
Предметно-развивающая среда Уголок художественного творчества «Веселый карандаш» Уголок развития речи «Говори правильно» Уголок ряженья «Сказка» Уголок интеллектуального развития «Играя, учусь!» Игры с буси- нами, природным материалом, нитками, «Макаронные фантазии» Пальчиковая гимнастика, умные шнуровки, картотека потешек, загадок, пословиц. Пальчиковый и настольный театр. Крупный и мелкий конструктор, мозаика, пазлы, счетные палочки, «Весе- лые прищепки»
Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи Совершенствуют в домашних условиях навыков пальчиковых упражнений. Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений Повышение теоретического уровня и профессионализма Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей Самореализация Обобщение и распространение опыта Навыки детей станут более совершенными Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков Познавательное, индивидуальное развитие.
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» Пальчиковая гимнастика «Палец толстый и большой…» Выкладывание по контуру горошком
Выкладывание из счетных палочек хлебного колоса Игра малой подвижности «Чудесный мешочек» Дидактическое упражнение «Назови хлебобулочное изделие Составление рассказа по опорным картинкам «Путь от зерна к хлебу»
ННОД по образовательной области «Коммуникация» на тему «Путешествие в осенний лес» Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик в лес пошел…» Выкладывание из счетных палочек «Грибы на пеньке»
Непрерывная непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Художественное творчество» Рисование на тему «Дымковские барашки и козлики» Самомассаж пальцев перед работой
Аппликация на тему «Чайный сервиз»
Логопедическая работа Пальчиковое упражнение «Гусь»
Совместная деятельность детей Заполнение фигурки «свекла» красной фасолью Игры в мелкий и крупный конструктор
Игра «Макаронные фантазии» Игра «Умные шнурочки» Пальчиковый театр «Колобок»
Буквы своими руками (плетение косичек)
Развлечение по мотивам русской народной сказки «Теремок» «Кто в теремочке живет»? Кто в невысоком живет? «Это я буква А.А-шалашик, посмотри, есть скамеечка внутри»
Работа с родителями Консультация на тему «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Разминка «Есть на наших пальцах ногти…»
Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками» Выкладывание фигур из счетных палочек «Выложи узор» Игра с прищепками «Ежик –растеряшка»
До реализации проекта После реализации проекта
Перспективы дальнейшего развития проекта Оснащение предметно-развивающей среды камешками, бусами, крышками, пуговицами. Развитие интеллектуальных способностей у детей, мышление, восприятие, внимание, память. Проект по развитию у детей речи при помощи пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами Эффект проекта в долгосрочной перспективе У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых) Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант. Желаю успехов!