Page 1 УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом
Page 2 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ В настоящее время проблеме инклюзивного образования в частности воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями ОДА уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Дети с ДЦП – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно- педагогической помощи дошкольникам с ДЦП в условиях специальной группы дошкольной образовательной организации. Каждая группа при организации своей деятельности опирается на основные принципы коррекционной дошкольной педагогики, свою "Образовательную программу" и материально-техническую базу. Актуальность
Page 3 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Цель: Цель: повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального.Задачи: 1. Создание ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата условий для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития. 2. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка. 3. Коррекция негативных тенденций развития. 4. Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности. 5. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. Цели и задачи реализации Программы
Page 4 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ принцип индивидуального подхода; принцип поддержки самостоятельной активности ребенка; принцип социального взаимодействия; принцип междисциплинарного подхода; принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания; принцип партнерского взаимодействия с семьей. Принципы и подходы к формированию программы
Page 5 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов, неполноценность зрительно-пространственной ориентированности; в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гиперактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления; в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно- логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию; в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов; в мотивационной сфере – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов. Характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, имеющих ДЦП
Page 6 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми; поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического и психического насилия; поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Психолого-педагогические условия для успешной реализации Программы
Page 7 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ содержательно-насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная. Развивающая предметно-пространственная среда
Page 8 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве Родная природа Знакомство с ближайшим окружением Умственное развитие детей Развитие речи Развитие элементарных математических представлений. Планируемые результаты
Page 9 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Базовая, дополнительная программы и современные технологии Базовая программа Дополнительная программа Технологии А.А.Леонтьев «Детский сад 2100» С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с ЗПР» Ознакомление с окружающим миром 1.С.Г.Шевченко «Природа и мы» 2.С.Г.Шевченко, Г.М.Капустина «Предметы вокруг нас» 3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром» Обучение грамоте 1.Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова «Звуки речи, слова, предложения – что это?» 2.И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Обучение грамоте» 3. Р.Д.Тригер «Я учусь писать» 4. Р.Д.Тригер «Подготовка к обучению грамоте» Развитие элементарных математических представлений 1.Г.М.Капустина «Развитие элементарных математических представлений» 2. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» Региональный компонент представлен введением в содержание образовательной области « Познавательное развитие » сведений о развитии города, края, флоре и фауне родного края и города, о культуре и бытности народов населяющих край.
Page 10 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Организация коррекционной работы Сроки Содержание работы 1-15 сентября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации. 15 сентября - 15 мая Индивидуальные занятия по расписанию. 15 мая - 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
Page 11 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план коррекционно-развивающих занятий Длительность/количество коррекционных занятий: 25 минут 3 (4) раза в неделю. Наименование Форма работы Количество коррекционных занятий в неделю Количество коррекционных занятий в год 1.Диагностикаиндивидуально Развитие элементарных математических представлений индивидуально Ознакомление с окружающим и развитие речи индивидуально Подготовка к обучению грамоте индивидуально 130 Всего 100
Page 12 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Календарно-тематическое планирование Месяц, неделя Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим и развитие речи Развитие речевого восприятия Развитие психических процессов Сентябрь 1212 Диагностика 3 Соотнесение числа и количества. Цифра 1. Геометрическая фигура круг. Начало осени. Цветы осенью. Звук и буква А. «Выделение лишнего признака» «Чего не стало?» «Сделай как у меня» 4Сравнение предметов. Понятие «сверху-снизу». Деревья и кустарники осенью. Грибы. Звук и буква А.«Сложи картинку» «Последовательности» «Продолжи ряд» «Волшебный мешочек»
Page 13 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников Принципы работы с семьями воспитанников: открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе. Функции работы образовательного учреждения с семьей: ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогическое просвещение; вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; взаимодействие педагогов с общественными организациями родителей – родительские собрания, родительский комитет, Управляющий Совет ДОУ. Задачи: Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении. Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. День приема Время приема Мероприятия Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница В соответствии с расписанием индивидуальных коррекционных занятий - Консультирование родителей - Индивидуальная совместная работа с ребенком и родителем
Page 14 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение реализации Программы соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; соответствие правилам пожарной безопасности; средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; учебно-методический комплект, оборудование, оснащение. Назначение Функциональное использование Используемая площадь Кабинет дефектолога Проведение НОД с детьми. Организация консультативной работы с родителями (законными представителями). 6 кв.м.
Page 15 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Развивающая предметно-пространственная среда Важнейшим условием реализации рабочей учебной программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры: обеспечение эмоционального благополучия детей; создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к сверстникам, взрослым; развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности); развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда кабинета обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для полноценного развития воспитанников. В кабинете имеются: - детская мебель; - технические средства обучения; - вспомогательное оборудование (зеркало, магнитно-маркерная доска и т.д.); - игровой материал для развития мыслительной деятельности (вкладыши, наборы геометрических фигур, мозаики, головоломки и т.д.); - конструкторы разного вида, детали конструктора (для самостоятельной деятельности детей); - материалы для речевого развития (картинки-схемы, модели слов различной звуковой структуры и т.д.); - музыкальные инструменты для развития слухового восприятия.