Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования
Приказ Минобрнауки РФ 1598 от Приказ Минобрнауки РФ 1598 от « Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО ) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья »
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования ( АООП НОО ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.3. Стандарт включает в себя требования к : структуре АООП НОО ( в т. ч. к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений ) и их объему ; условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально - техническим и иным условиям ; результатам освоения АООП НОО.
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.7. Стандарт является основой для : Разработки примерных АООП НОО для обучающихся с ОВЗ ; Разработки и реализации АООП НОО для учащихся с ОВЗ ; Определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана ;
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.7. Стандарт является основой для : Определения требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ ; Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной ( муниципальной ) услуги в сфере НОО ; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля ( надзора ) в сфере образования ;
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.7. Стандарт является основой для : Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся ; Осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации ; Разработки основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ, аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1.9. Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцировано с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в Приложениях к настоящему Стандарту.
АООП НОО 2.4. Реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях Для обеспечения освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО возможно использование сетевой формы.
АООП НОО 2.6. АООП НОО включает обязательную часть и часть формируемую участниками образовательных отношений. Соотношение частей определяется дифференцировано в зависимости от варианта АООП НОО и составляет : 80% и 20%; 70% и 30%; 60% и 40%, которые указаны а Приложениях к Стандарту.
АООП НОО 2.7. АООП НОО реализуется организацией через урочную и внеурочную деятельность АООП НОО содержит три обязательных раздела : целевой, содержательный и организационный.
Адаптированная основная образовательная программа 2. Содержание программы АООП НОО.
Целевой раздел АООП НОО - определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел АООП НОО - включает : пояснительную записку ; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО ; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержание Пояснительной записки 1. Цели реализации АООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО. 2. Принципы и подходы к формированию АООП НОО. 3. Общая характеристика АООП НОО. 4. Психолого - педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ. 5. Описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Планируемые результаты освоения АООП НОО должны : обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения АООП НОО ; являться основой для разработки АООП НОО ; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно - методической литературы, а также системы оценки качества освоения обучающимися АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ ; закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности ; описание объекта и содержание оценки ; критерии, процедуры и состав инструментария оценивания ; формы представления результатов ; условия и границы применения системы оценки, предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ имеет право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в иных формах.
Содержательный раздел АООП НОО - определяет общее содержание НОО обучающихся с ОВЗ и включает в себя комплект программ, ориентированных на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов в соответствии с Приложениями к Стандарту.
Программы : 1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся в зависимости от варианта АООП НОО – базовых учебных действий в соответствии с Приложениями к Стандарту при получении НОО. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, коррекционно - развивающей области и курсов внеурочной деятельности.
Программы : 3. Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в получении НОО при получении НОО в зависимости от варианта АООП НОО – в соответствии с Приложениями к Стандарту. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Программы : 5. Программа коррекционной работы. 6. Программа внеурочной деятельности.
1. Программа формирования универсальных учебных действий 1.1. описание ценностных ориентиров содержания образования ; 1.2. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов ; 1.3. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с ОВЗ ;
1. Программа формирования универсальных учебных действий 1.4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий ; 1.5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
1. Программа формирования универсальных учебных действий Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ определяется на этапе завершения обучения. В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования универсальных учебных действий заменяется программой базовых учебных действий ( Приложения к Стандарту ).
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения АООП НОО ; разрабатываются на основе требований к результатам освоения АООП НОО, и программы формирования универсальных ( базовых ) учебных действий.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Содержание : 2.1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели при получении НОО с учетом специфики учебного предмета коррекционного курса ; 2.2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса ; 2.3. Описание места учебного предмета, коррекционного курса в Учебном плане ; 2.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета ;
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Содержание : 2.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса ( в соответствии с Приложениями к Стандарту ); 2.6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса ; 2.7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ; 2.8. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса.
3. Программа духовно - нравственного ( нравственного ) развития Направлена на обеспечение духовно - нравственного ( нравственного ) развития обучающихся с ОВЗ в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе организации, семьи и других институтов общества. В основу программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
3. Программа духовно - нравственного ( нравственного ) развития обеспечивает : создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучаемому на практике использовать полученные знания ; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко - культурную, этническую и региональную специфику.
3. Программа духовно - нравственного ( нравственного ) развития включает : 3.1. Цель программы Задачи программы Основные направления работы Перечень планируемых результатов воспитания ( социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ОВЗ ) Формы организации работы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 4.1. Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды Пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения Формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 4.4. Формирование установок на использование здорового питания Использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом Соблюдение здоровьесозидающих режимов дня Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 4.8. Формирование потребностей у обучающихся с ОВЗ обращения к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных ( чрезвычайных ) ситуациях Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.
5. Программа коррекционной работы обеспечивает : выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и ( или ) психическом развитии ; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК.
5. Программа коррекционной работы. Содержание 5.1. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ Система комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной деятельности, включающего психолого - медико - педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся Корректировка коррекционных мероприятий.
6. Программа внеурочной деятельности В зависимости от варианта АООП НОО программа включает в себя направления развития личности, указанные в Приложениях к Стандарту. Программа предполагает следующие направления : спортивно - оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное, в таких формах, как индивидуальные, групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и др.
Организационный раздел АООП НОО - определяет общие рамки организации образовательной деятельности, и механизмы реализации АООП НОО.
Организационный раздел АООП НОО включает : учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно - развивающую области, направления внеурочной деятельности ; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план НОО обучающихся с ОВЗ является основным организационным механизмом реализации АООП НОО.
Учебный план - обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно - развивающей областей по классам ( годам обучения ). АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебный план включает предметные области в зависимости от вариантов АООП НОО, указанных в Приложениях к Стандарту. Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года должно составлять не более 3039 часов, за 5 учебных лет – не более 3821 часа, за 6 учебных лет не более 4603 часа.
Учебный план 1. Обязательным элементом структуры Учебного плана является « Коррекционно - развивающая область », реализующаяся через содержание коррекционных курсов, указанных в Приложениях к Стандарту. 2. Часть Учебного плана включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в нед.), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности ( не более 5 часов в нед.), и часы на коррекционно - развивающую область ( не менее 5 часов в нед.)
Система условий реализации АООП НОО. Содержание. 1. Описание имеющихся условий : кадровых, финансовых, материально - технических ( включая учебно - методическое и информационное обеспечение ). 2. Контроль за состоянием системы условий.
Система условий реализации АООП НОО Определение варианта АРРП НОО для обучающихся с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого - медико - педагогического обследования, в случае наличия у обучающегося с инвалидностью – с учетом ИПР и мнения родителей.
Система условий реализации АООП НОО В процессе освоения АООП НОО сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой. Перевод обучающегося с ОВЗ с одного варианта программы на другой осуществляется ОУ на основании комплексной оценки результатов освоения АООП НОО, по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей.
Адаптированная основная образовательная программа 3. Требования к условиям реализации АООП НОО. 4. Требования к результатам освоения АООП НОО.
Требования к условиям реализации АООП НОО 1. Требования к кадровым условиям : Наличие руководящих, педагогических и иных работников, имеющих необходимый уровень образования и квалификации ; Возможно временное или постоянное участие тьютора ; Медицинские работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации ;
Требования к условиям реализации АООП НОО 2. Требования к финансовым условиям : Финансовое обеспечение должно соответствовать специфике кадровых и материально - технических условий, определенных для каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся с ОВЗ.; Финансирование реализации АООП НОО должно осуществляться в объеме нормативов, определяемых органами государственной власти субъектов РФ, в соответствии со Стандартом.
Требования к условиям реализации АООП НОО 3. Требования к материально - техническим условиям : Организация пространства, в котором осуществляется реализация АООП НОО, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн ; Организация временного режима обучения ; Технические средства обучения ; Специальные учебники, рабочие тетради, дидактический материал, компьютерные инструменты обучения позволяющие реализовывать выбранный вариант программы.
Требования к результатам освоения АООП НОО Стандарт устанавливает требования к освоения разных вариантов АООП НОО, указанных в Приложениях к Стандарту. В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только личностным и предметным результатам в соответствии с Приложениями к Стандарту.
Требования к результатам освоения АООП НОО Личностные результаты включают овладение обучающимися компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Требования к результатам освоения АООП НОО Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные и коммуникативные ), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Требования к результатам освоения АООП НОО Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной и коррекционно - развивающей области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности. Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АООП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ.
Требования к результатам освоения АООП НОО Итоговая оценка качества освоения АООП НООО осуществляется УО. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных, метапредметных результатов ( в зависимости от варианта программы - предметных ) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы в соответствии с Приложениями к Стандарту.
Приложения 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся (4 варианта ). 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (3 варианта ). 3. Требования к АООП НОО для слепых обучающихся (4 варианта ). 4. Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся (3 варианта ).
Приложения 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – ТНР (2 варианта ). 6. Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно - двигательного аппарата – НОДА (4 варианта ). 7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития - ЗПР (2 варианта ). 8. Требования к АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - РАС (4 варианта ).