То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Теоретические основы формирования понятия «проектная задача» у младших школьников в контексте требований ФГОС НОО
Что такое проектная задача? Как она устроена? Каково место проектной задачи в образовательном процессе? Как оцениваются её результаты?
Проектная задача – это система или набор заданий, с помощью которых можно получить результат в виде готового «продукта».
Проектные задачи предметные межпредметные разновозрастныеодновозрастные
Проектные задачи имеют творческую составляющую.
Проектная задача ориентирована: На применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме Ситуации, по форме и содержанию приближенные к реальным
В проектной задаче должна быть описана проблемная ситуация
Решить задачу - означает создать какой- то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить.
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала.
Форму представления результата работы ученик выбирает самостоятельно и может использовать при этом различные текстовые, знаковые, графические средства.
Основная педагогическая цель проектных задач в 1-3 классах: Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Наблюдение за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников
Основная педагогическая цель проектных задач в 4-5 классах: Выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию - самостоятельно формулируют стоящую перед ними задачу; - самостоятельно определяют стратегию решения задачи; - используют известные способы учебного сотрудничества, приобретенные в 1-3 классе, для эффективного решения проектной задачи.
Основные этапы проекта Основные этапы проекта 1. Анализ ситуации 2. Установление приоритетов 3. Постановка и принятие цели действия 4. Поиск средств путей решения 5. Выбор средств 6. Решение проблемы 7. Анализ полученного результата 8. Представление окружающим
Система заданий, в проектной задаче, может иметь разные «стратегии» решения Последовательность заданий жестко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи Выполнение заданий в любой последовательности Требуемая последовательность скрыта, и должна быть выявлена самими учащимися
Итог решения проектной задачи Реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, графиков и т.д.) созданный детьми Нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей)
Решение проектной задачи требует коллективно- распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляются умения (или неумения) : планировать ход решения задачи распределять работу между членами группы осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль
Основной метод – встроенное наблюдение
Вооружившись экспертными листами и подключившись к детским группам, эксперты на протяжении всех этапом наблюдают за процессом решения задачи и фиксируют свои наблюдения.
Существенное значение для становления учебного сотрудничества в классе имеют и публичные выступления экспертов
Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения.