Консультация для воспитателей ДОУ ТЕМА : « Проектный метод в экологической деятельности » Автор : Круглова Елена Валерьевна Воспитатель МДОУ детский сад 8
Экологическое воспитание Экологическое воспитание Экологическое образование – важный элемент общего образования современного человека. Началом экологического воспитания является работа с детьми в дошкольном учреждении. В условиях пребывания ребенка в детском саду удобно организовывать процесс познания и исследования различных форм природы.
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение природных богатств. В ходе организации процесса экологического воспитания педагогами решаются задачи : 1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка. 2. Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.
Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми !
Отличительная особенность экологического проекта - обязательно предполагает проведение исследования, во - вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс. Отличительная особенность экологического проекта - обязательно предполагает проведение исследования, во - вторых, требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
По продолжительности экологические проекты разделяются на : Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели. Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех. Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год. Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать неразумно ! С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания (1-3 недели ). Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших или смешанных групп.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду : Наблюдение Эксперимент Способы обобщение и оформление результатов исследований : Тематические рисунки. Составление рассказов. Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике. Составление мини - книжки. Составление фото - отчета ( с помощью родителей ).
Три этапа реализации экологического проекта : Три этапа реализации экологического проекта : 1 этап - Подготовительный. В ходе подготовки проекта определяется тема, цель, задачи, производится подбор методов. 2 этап - Исследовательский. Процесс исследования производится согласно разработанному плану. 3 этап - Завершающий. Весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду ? Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду ? С детьми младшего возраста возможно организовать проект « Лаборатория неживой природы ». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются. Дети средней группы способны принять участие в проектах : « Маленькие огородники »- организуются эксперименты с огородными растениями. « Птицы наши друзья »- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники. С ребятами, посещающими старшую и подготовительную группы, можно организовывать больше. Так, проект « Коровье молоко и его целебные свойства » позволяет узнать этапы появления молока, какую пользу молоко приносит организму человека, и узнать многие интересные факты о коровах.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию : Формы работы с родителями по экологическому воспитанию : Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности. Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме ( ток - шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг ), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Календарь интересных дат – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины. Домашнее задание - участие в выставках, смотрах - конкурсах и т. д. Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы. Использование научно - популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания. Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ 1. Глубоко изучить тематику проекта. 2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. 3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. 4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. 5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. 6. Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы : ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. 7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. 8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. 9. Развивать творческое воображение и фантазию детей. 10. Творчески подходить к реализации проекта ; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. 11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. 12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !