Ассоциация классических университетов России Анализ опыта актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профессиональных стандартов в контексте общеевропейской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
Advertisements

ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
О ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ М.Б. Челышкова.
Общероссийская система подготовки и переподготовки кадров для НС ПОД/ФТ. Этапы построения и предложенные решения 1 Метечко Виктор Иванович МИФИ, и.о. проректора.
23 октября 23 октября Основные положения концепции разработки ФГОС 4 А.А. Шехонин, зам. пред. Совета УМО Санкт-Петербург, 2014.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
1 О развитии стандартизации высшего образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию,
Реализация ФГОС в контексте разработки проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Вопросы обеспечения качества в условиях внедрения ФГОС профессионального образования Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора.
Проектирование образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых университетами: актуальный опыт Попова И.В.- директор ЦПДО УрФУ, Ребрин О.И.-
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
Транксрипт:

Ассоциация классических университетов России Анализ опыта актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профессиональных стандартов в контексте общеевропейской модели обучения в течение всей жизни (LLL) Караваева Евгения Владимировна Исполнительный директор АКУР, Заместитель проректора МГУ имени М.В.Ломоносова Общероссийский Форум «Национальная система квалификаций России» (10 декабря 2015 г)

Европейская система квалификаций (ЕСК) как основа реализации модели образования в течении всей жизни (LLL) Рынок труда МСКЗ-2008 Профессиональные квалификации и компетенции (НРК, отраслевые рамки квалификаций и компетенций, профессиональные стандарты) Уровни квалификации Характер знаний Характер умений Компетенции (степень ответственности и автономности) Европейская рамка квалификаций (ЕРК) Образование Рынок труда Квалификации по образованию ЕПВО PhD M Б короткий цикл ВО МСКО-2011 Reference Points для предметных областей (универсальные и профессиональные компетенции выпускников) Система сертификации компетенций и результатов обучения, полученных в процессе формального (основного и дополнительного) и неформального обучения (ключевой элемент - ECTS)

Важно! Уровень квалификации по образованию (дескрипторы: характер знаний, характер умений, отношение; минимальный объем кредитов ECTS для получения квалификации определенного уровня) Области образования и предметные области МСКО-2011 Достижение профессиональной квалификации наряду с формальным образованием может быть осуществлено через сертификацию компетенций (или РО), полученных через доп. или неформальное образование, через опыт деятельности (ECTS) Уровень профессиональной квалификации (характер работы, уровень формального образования, объем неформального обучения) Группы и подгруппы занятий в соответствии с МСКЗ-2008

США – Национальная модель компетенций КАТАЛОГИ КОМПЕТЕНЦИЙ всех уровней сложности для различных областей деятельности (открытые электронные ресурсы) ОБРАЗОВАТЕЛЬ- НЫЕ МОДУЛИ и ОБРАЗОВАТЕЛЬ- НЫЕ ПРОГРАММЫ для формирования требуемых компетенций (открытые электронные ресурсы)

Особенности формирования НСК России «Перевернутая» последовательность действий (сначала ФГОС, далее ПС, далее (возможно) Национальная рамка квалификаций (НРК) и отраслевые (секторальные) рамки квалификаций На момент разработки ФГОС и ПС в России не была официально принята НРК и, как следствие, не были сделаны отраслевые (секторальные) рамки квалификаций. К настоящему моменту НЕТ современного ИНТЕРФЕЙСА между образованием и рынком труда, а значит НЕТ СИСТЕМНОЙ ОСНОВЫ для процедуры актуализация ФГОС в соответствии с введенными Профессиональными стандартами.

Особенности формирования НСК России В системе профессионального образования России (основного и дополнительного) нет инструмента «переноса и накопления результатов обучения» с целью их последующей сертификации (аналога системы ECTS), так как программы СПО и ДПО вообще не применяют систему зачетных единиц (академических кредитов) для оценивания общих трудозатрат для достижения заданных результатов обучения. Без преодоления этого барьера в России невозможно будет построить систему LLL.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложить СПК и федеральным УМО перед процедурой актуализации ФГОС совместно разработать рабочие варианты отраслевых (секторальных) рамок квалификаций и компетенций («рамки-интерфейсы» между отраслевым рынком труда и профильным образованием), четко обозначив необходимое «ядро» профессиональной подготовки (через компетенции и результаты обучения) отдельно для программ бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также определив – какие именно компетенции могут быт получены в системе ДПО, при неформальном обучении и обучении на рабочем месте Отличный уже реализованный пример - Секторальная рамка квалификаций в области «Информатики» (Консорциум российских университетов (МГУ, ННГУ и др), европейских университетов, IT – вендеров, членов СПК при НСПК) - проект в рамках программы TEMPUS

ПРЕДЛОЖЕНИЯ При актуализации «сквозных» видов профессиональной деятельности, установленных в 90% действующих ФГОС ВО (научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая) необходимо добиться единообразия в подходах при сопряжении ФГОС и ПС хотя бы внутри области образования. АКУР вышла с инициативой организовать координацию действий заинтересованных сторон (разработчики Концепции педагогического образования, федеральные УМО, разработчиков ПС в области педагогической деятельности) для определения точек сопряжения ФГОС и ПС в части педагогического вида деятельности выпускников программ бакалавров, магистратуры, аспирантуры по «непедагогическим» направлениям подготовки (области образования «Математические и естественные науки», «Гуманитарные науки», «Науки об обществе»). После выхода профессиональных стандартов, регулирующих область организации и проведения научных исследований, АКУР может взять на себя координацию актуализации ФГОС Просить АВВЭМ взять на себя координацию действий заинтересованных сторон по актуализации во всех ФГОС «сквозного» вида деятельности – «организационно-управленческого».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ввести единообразную систему зачетных единиц (академических кредитов) на всех уровнях профессионального образования и в системе дополнительного профессионального образования (максимально приблизив ее к системе ECTS).