СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 2015 г. Елена Викторовна Овчарова, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Котово Волгоградской области 1
Социальный заказ Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире » ( Национальная инициатива « Наша новая школа ») Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей ( Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) 2
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность. 3
Универсальные учебные действия 4 коммуникативные регулятивные познавательные личностные коммуникативные регулятивные познавательные личностные
Познавательные УУД: ( общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Самостоятельное формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия Смысловое чтение Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера 5
Как формировать и развивать познавательные учебные действия у обучающихся на уроках русского языка? 6
Что такое средство? « Средства педагогические – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся ; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники : труд, игра, ученическое общение, познание » ( Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров « Педагогический словарь ») 7
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя 8
Психологические условия для успешного применения проблемной ситуации на уроке: Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний Они должны быть доступны для учащихся Они должны вызывать у учащихся собственную познавательную деятельность и активность Задания должны быть такими, чтобы ученик не мог мгновенно выполнить их, опираясь лишь на уже имеющиеся у него знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного. 9
Овладения способностью формулировать тему и ставить цели и задачи учебной деятельности Урок русского языка в 5 А классе по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» Игра « Лишняя буква» - Е, Е, Ю, Ь, Я, И. - Какая буква лишняя и по какому признаку? (Дети высказывают разные версии, аргументируя свой выбор) - А для чего же нам нужна эта буква? - Зачем указывать на мягкость согласного? - Какую задачу мы должны поставить перед собой на этом уроке? О чём мы должны узнать? - Как можно сформулировать тему? (Запись темы урока) 10
Решаем проблему. Открываем новые знания Задание на карточках для групповой работы: проанализируйте слова и попробуйте объяснить, почему в числительных первого столбика ь пишется на конце слова, а 2 и 3 ряды (соответственно второй и третий столбики слов) –в середине слова. Пять, шесть… пятнадцать пятьдесят пятьсот шестнадцать шестьдесят шестьсот восемнадцать восемьдесят восемьсот девятнадцать девятьсот двадцать Попробуйте сформулировать правило о правописании ь знака в числительных. А что нам об этом говорит наш учебник: сравните своё правило с содержанием пар. 103 (стр.192) 11
Формирование любых личностных новообразований умений, способностей, личностных качеств возможно лишь в деятельности Л.С. Выготский 12
Список литературы 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр « Академия », Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ - Медиа, Мячина, Н. Г. Использование новых технологий на уроке русского языка / Н. Г. Мячина. [ Режим доступа ]: 7. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Фундаментальное ядро содержания основного общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. Акад.; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, и др. источники. 13