Выполнила: воспитатель Курицына Светлана Вячеславовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад 2»
Тип проекта Исследовательский Творческий Познавательный Информационный Групповой Разновозрастный Краткосрочный Комплексный Интегрированный Игровой
Материально-техническое обеспечение Мини- лаборатория для исследовательской работы (микроскоп, лупы, магнит, красители и т.д.) Яйца Набор разной соли Атрибуты для сюжетно- ролевых игр «Добыча соли», «Заготовки на зиму», «Лаборатория» Ёмкости для проведения опытов (пол-литровые банки, стаканы) Вода, чайные ложки Гуашь для покраски соли Творческая мастерская Аудио и видеосистемы Подбор литературы с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)
Актуальность Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ». Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Гипотеза Есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим. Но лишь без соли не обходится никто!
Проблема Соль - незаменимый продукт питания, о которой мы ничего не знаем.
Анализ ситуации Дети лепили фигурки из соленого теста. У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.
ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи гуманного взаимодействия с природой в процессе поисковой деятельности. ЗАДАЧИ: Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком. Расширить представления о добыче соли. Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными способностями детей. Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату. Поощрять стремление детей договариваться о совместных действиях, слушать друг друга. Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях. Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира. Пробуждать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
Этапы исследовательской работы методом проекта
III Реализация проекта Активная экспериментально- изобретательная деятельность детей: Сбор материла совместно с родителями творческой группы Опытно- экспериментальная деятельность в лаборатории Работа в творческой мастерской Ненавязчиво контролирует работу детей в лаборатории Практическая помощь при необходимости в творческой мастерской Формирован ие специфических ЗУН Подготовка к презентации IV Презентация творческого проекта «Разве соль не волшебница?!» Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с солью» Выставка кристаллов «Цветы из соли» (аппликация) «Радуга- дуга из разноцветной соли» Картина «Ромашковая поляна»(из соленого теста) Картина «Лето красное» (рисование цветной солью) Принимает отчет ы Обобщает и резюмирует полученные результаты Подводит итоги обучения Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать свое мнение Демонстрируют : понимание проблемы, цели, задач умение работать в группе на общий результат найденный способ решения проблемы
Опыт 1. «Эффект Мёртвого моря»
Опыт 2. «Выращивание кристаллов»
Опыт 3. «Соль растворяется в воде»
Опыт 4. «Соль - чистящее средство» Мы взяли грязный бокал, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел на свету. Вывод: С помощью соли можно мыть посуду. Опыт 5. «Незамерзающая соль» Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
Творческая мастерская Окрашивание соли в разные цвета
Радуга из цветной соли
Рисование на соли
Лепка из соленого теста