Подготовила.Чернявская О.В. ООШ 1-3 ст.3
Со мной работали десятки молодых учителей. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, но если не будет учиться на опыте других, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более опытных педагогов…» А.С.Макаренко
Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Создание в школе условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога Сформировать профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя Создание индивидуальной траектории педагогического мастерства
Создать условия для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе. Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной жизни. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям
I этап 1-й год работы - адаптационный самый сложный период как для молодого педагога, так и для наставника и помогающих ему коллег. 2–3-й годы работы : процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с обучающимися, формирования своего стиля в работе, завоевывание авторитета среди учащихся, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своей школы и в других общеобразовательных учреждениях, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения учителей. На этом этапе наставник предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к открытым мероприятиям на уровне школы.
III этап – 4-5 год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу инновационные технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Наставничество Творческая группа опытных учителей Учитель -наставник Руководители школьных методических объединений Педагог-психолог Администрация
Конференции Методические объединения Посещение открытых уроков Педагогические советы Творческие и динамические группы Методические оперативки Отчет молодого специалиста Самообразовани е Семинары, педагогические чтения Коллективные Групповые Индивидуальные Групповые
МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ Изучение и знание нормативных документов образования Заполнение диагностического листа, анкетирование Работа с родителями Воспитательная работа Работа классного руководителя Методика проведения урока по всем его аспектам Работа со школьной документацией Работа в учебном кабинете Работа с одаренными учащимися и требующими усиленного педагогического внимания
ПАМЯТКА МОЛОДОМУ ПЕДАГОГУ 1. Изучай возможности каждого воспитанника. 2. Вступая в контакт с детьми, не стоит демонстрировать своё превосходство. От общих коллективных действий учителя и учащихся зависит успех урока. Старайся чаще хвалить и поощрять. Наказывай ученика лишь в самом крайнем случае. 3. Планируя первые уроки, подумай: - что ты будешь с ними учить, закреплять, чему ты хочешь их научить; - начиная с первого урока, вырабатывай у учащихся определённый стереотип поведения, формируй позитивные навыки; - какие виды работ будут использованы и выполнены учащимися на уроке. Помни: большинство нарушений дисциплины на уроке происходит из-за недостаточной загруженности учащихся полезной, интересной работой. 4. В учебной работе на уроках используй разнообразные методы, приёмы, формы и способы обучения, которые активизируют познавательную деятельность (беседа, семинар, эксперимент, самостоятельная работа, икт) и индивидуальную работу с учащимися. 5. Проводи внеклассную работу по предмету в форме, экскурсии, диспута, туристического похода. 6. Принимай активное участие в оформлении учебного кабинета. 7. Без требовательности учителя на уроке невозможна организация учебной и общественной работы. 8. Настойчиво овладевай навыками самоанализа. Кто старается разобраться в хорошем и плохом на своих уроках, тот уже достиг половины успеха
Памятка наставнику 1. Вместе с молодым педагогом глубоко проанализируй учебные программы и пояснительные записки к ним. 2. Помоги составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для системного повторения. 3. Помогай в подготовке к урокам, особенно к первым, наиболее сложные темы разрабатывайте вместе с молодым специалистом. 4. Вместе подбирайте и готовьте дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных, самостоятельных работ. 5. Посещайте уроки молодого специалиста с последующим детальным анализом, принимайте его на свои уроки, вместе обсуждайте их проведение. 6. Помогайте подбирать методическую литературу для самообразования. 7. Делитесь опытом, показывайте образцы работы. 8. Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное, успехи в работе молодого педагога.
Основные направления повышения профессионального мастерства молодого учителя Углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня Формирование профессиональных компетенций Овладение научным стилем речи и профессиональной этикой педагога Формирование умения работать в коллективе Освоение методики научно- исследовательской деятельности, внедрения инновационных технологий обучения
Таким образом, опыт доказывает, что школа молодого педагога способствует: адаптации молодого учителя к новым условиям труда формированию его заинтересованности в работе получению положительных результатов развитию педагогического потенциала созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и будет принят и востребован.