Подготовила Черкашина Алина
Моя прабабушка Капустникова Евгения Кирилловна родилась в 1922 году, на момент начала войны ей было 19 лет. До войны она жила в Днепропетровской области в селе Китайгородка.
Мой прадед Капустников Иван Евстигнеевич родился в 1918 году. В 1941 в возрасте 23 лет его забрали на фронт, воевать с немцами. Там он попал в окружение и оказался в плену у фашистов.
Моего прадеда давно нет в живых и я буду вести рассказ со слов моей прабабушки. В 1941 году немцы напали на нашу родину и захватили часть Украины. С оккупированной территории они сразу начали вывозить добро, скот и молодёжь на принудительный труд в Германию. В числе этой молодежи была и моя прабабушка Евгения. Первый набор был летом 1941 года. Отец не хотел отпускать Евгению в Германию, спрятал её с подружками в лесу. Его забрали полицаи в комендатуру за срыв набора, начали спрашивать, почему он так поступил. Отец ответил, что Женя его старшая дочь, будет ему помогать, потому что он уже старый. И здесь за мою прабабушку вступился её классный руководитель, сказал, что её можно оставить для работы в комендатуре. Отца Жени отпустили и в первый набор моя прабабушка в Германию не попала.
Наступил 1942 год. Немцы опять начали набор на работу в Германию. На этот раз Евгении не повезло. Ее и 9 подруг загнали в товарные вагоны (их тогда называли бычьими) и повезли в Германию. В этом составе немцы везли награбленное добро и русских военнопленных. Их привезли в немецкий город Шлезвиг. Подруг Евгении отправили работать на овощную фабрику в этом городе. А её и военнопленного Ивана взял к себе на работу немецкий помещик. Он отвез их в своё село, где у него было большое хозяйство: 18 дойных коров, свиньи, козы и куры.
У этого самого помещика уже был пленный из Варшавы, он доил коров. Военнопленный Иван гордо сказал немцу: «Русский мужик коров не доит!» Этот военнопленный впоследствии и стал моим прадедом. Они с Евгенией познакомились в плену у немцев и прожили там около четырёх лет. Условия жизни были тяжелыми, кормили их два раза в сутки, давали маленький кусочек хлеба с тонким слоем свиного жира и суп из воды и картошки. Работы было много, Евгения ухаживала за всей скотиной: доила коров, кормила свиней и коз. Иван косил траву, убирал навоз, ухаживал за имеющейся у помещика техникой.
Однажды моя прабабушка доила корову и к ней зашёл сын хозяев Ганс, он собирался на фронт, на передовую. Ганс сказал Евгении: «Я еду в Россию, завоюю там землю, построю дом и возьму тебя и Ивана к себе работать.» А Женя ему с улыбкой ответила: «У меня там уже есть дом, и это я возьму тебя к себе работать.» Ганс ушёл на фронт, а через неделю хозяевам пришла похоронка, он погиб под Кривым Рогом, на родине моей прабабушки.
6 мая 1945 года Жене послышалась русская песня «Если завтра война»,она не поверила своим ушам и выбежала на улицу. А по улице ехали наши солдаты на американских машинах и кричали: «Землячка, не работай, война закончилась!» Моих прадеда и прабабушку освободили советские и американские войска. Всех, кто был в плену, перевезли к границе, им пришлось пройти множество проверок особого отдела. Прабабушка почти полгода жила на границе, помогала военным заполнять бланки на освобождённых пленных, записывала ответы на вопросы, кто они, откуда и что делали в Германии. Осенью 1945 года Женя наконец вернулась домой, на Украину, в своё родное село. Ивана после проверок отправили дослуживать в армии. Он отслужил год, вернулся домой и сразу сообщил своим родным, что у него на Украине есть жена. Иван привёз Женю в наше родное село Пески. Так началась их пусть и трудная в послевоенные годы, но счастливая семейная жизнь.