Тема : Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ. Красивее, развитой ребёнок, изобреление, кулинария, августовский, кружева, намерения, добыча, оптовый, кухонный, украинский, языковая колбаса, языковые различия. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Крас Ивее, развит Ой ребёнок, изобрел Ение, кулин Ария, Августовский, кружевА, нам Ерения, доб Ыча, опт Овый, к Ухонный, укра Инский, язык Овая колбаса, языков Ые различия.
Президиум Принципиальны й Примитивный Составьте c данными словами словосочетания. Что такое словосочетание? Подлинный Престильж Привилегия
Изл..гать просьбу, вл..жить письмо в конверт, осторожное прик…основание, к..статься рукой стола; зак..белый спортсмен; зар…если можжевельника, зар..стиль травой, р..сутки нового; ст..реть запись, зап…рать квартиру, обл..стать от росы, разж..гать костёр. Разберите по составу выр…щенная бе…чувственный Объясните написание слов.
Сделайте синтаксический разбор предложения. Чем отличается предложение от словосочетаний? Определите частиль речи. Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ( ? )
Синтаксическая разминка. «Собери слово». Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово. Безрадостный - приставку Ошибка - корень Беспорядочный - суффикс Красная - окончание Составьте словосочетание с этим словом Подберите синоним
Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше, Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И расправил бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонки с пылью Михаил Исаковский
1. Что необычного в этом стильхотворении? 2. Найдите и выпишите грамматическую основу предложения. 3. Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? 4. На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? 5. С какой интонацией они читаются? 6. Как называются подобные члены предложения?
Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел.
Тема : Предложения с однородными членами и знаки препинания в них
Что надо знать Что надо уметь 1. Признаки однородных членов предложения 1. Находить в тексте однородные члены предложения 2. Правильно расставлять знаки препинания. 3. Употреоблять в своей речи.
Вставь пропущенное слово Однородные члены 1. связаны с ……словом в предложении 2. отвечают на ……. вопрос 3. являются ……..членом предложения 4. относятся к………. члену предложения 5. выражены словами ……….частиль речи Признаки однородностиль
Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, то есть могут быть распространенными. Бунин великолепно, с полным совершенством владел русским языком. В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и более. Бабушка сидит на краю оврага, разостлала платок, разложила на нем хлеб, огурцы, репу, яоблоки. (М.Горький)
1 вариант С. Утром прилетали синицы и клевали пшено. 2 вариант С. В наших лесах живут медведи лисы волки. 3 вариант В. Мы очень спешили к поезду но опоздали. 4 вариант В. По склонам гор видны сосны и ели клёны и дубы. 5 вариант А. Порыв ветра вырвался из - за деревьев закружил пыль на дороге и умчался.
1 вариант С. Утром прилетали синицы и клевали пшено. 2 вариант С. В наших лесах живут медведи, лисы, волки. 3 вариант В. Мы очень спешили к поезду, но опоздали. 4 вариант В. По склонам гор видны сосны и ели, клёны и дубы. 5 вариант А. Порыв ветра вырвался из - за деревьев, закружил пыль на дороге и умчался.
Продолжите предложения, сооблюдая интонацию: Самостоятельные частиль речи это… Служебные частиль речи это… …главные члены предложения. …второстепенные члены предложения. Значимые частиль слова это…
Как связаны между собой однородные члены предложения
1. С помощью интонации перечисления Ночь была темная, тёплая, осенняя. По реке, по суше ехали, плыли люди из оближних деревень. 2. С помощью интонации перечисления и сочинительных союзов. Цветы лучше собирать утром или под вечер. или
Соединительные И, ДА(= И), НИ-НИ, НЕ ТОЛЬКО- НО И, КАК–ТАК И, НЕ СТОЛЬКО – СКОЛЬКО Разделительные ИЛИ, ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО- НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ Противительные А, НО, ДА (= НО), ОДНАКО, ЗАТО (=НО) Сочинительные союзы
Вместе с интонацией передают значение перечисления Мы дошли до леса и повернули обратно. За дождём не было видно ни моря, ни неба. Лида очень похудела, остались только кожа да костиль.( ДА = И) Соединительные союзы и НИ ДА
П еред второй частью двойного союза ВСЕГДА ставится запятая! Молнии не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали. Не только москвичи, но и жители друггих городов пользуются услугами интернет магазинов. В субботнике принимали участилье как старшеклассники, так и ученики младшей школы. Внимание!
В месте с интонацией передают значение чередования, выбора, неразличения. П овсюду светились то облизкие, то далёкие огни. ( чередование) И ные хозяева вырастильли уже вишню, или сирень, или жасмин. ( выбор) З а окном шёл то ли дождь, то ли снег. ( неразличение) Разделительные союзы ТО или то ли
В месте с интонацией передают значение противопоставления, сопоставления. П еред противительными союзами всегда ставится запятая. Д ни стояли пасмурные, однако тёплые. Г аврила хотел что-то возразить, да сжал губы.(ДА=НО) Р аньше жил не в Москве, а в Петербурге. Противительные союзы ОДНАКО ДА А
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но. Я живу не в городе. Я живу в деревне.
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но. Это стильхотворение красивое. Оно очень грустное.
Соедините два предложения в одно. Используйте союзы и, а, но. Надя готовит быстро. Она готовит вкусно.
?
1. Еесли они соединены только интонацией (бессоюзное) [О, О]. 2. При парном соединении однородных членов – между парами: [О и О, О и О, О и О ] Листья кружатся, шуршат. В каждой скале зияют пещеры и гроты, расщелины и уступы, трещины и карнизы.
1. Перед противительными союзами, например: [О, а О]. 2. Перед повторяющимися союзами, например: [и О, и О] [и О, и О, и О]. [О, и О, и О]. 3. Перед второй частью двойных союзов, например: [как О, так и О]. Он коллекционировал не марки, а открытки. Он коллекционировал и марки, и открытки. Он коллекционировал и марки, и открытки, и значки. Он коллекционировал как марки, так и открытки.
1. Еесли в предложении есть неповторяющиеся соединитель ные или разделительные союзы, например: [О и О] [О, О и О]. [О или О]. Он коллекционировал марки и открытки. Он коллекционировал марки, открытки и значки. Привезите мне новые марки или значки. 2. Запятая не ставится во фразеологических оборотах: ни то ни сё, и так и сяк, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря
Схемы соединения и разделения однородных членов предложения 1. О и О. 2. О,О. 3.О, а О. (могут употреобляться союзы но, да ) 4. и О, и О, и О, и О. 5. О и О, О и О.
Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы: Листья осины могут быть багряными алыми лимонными коричневыми чёрными серыми белыми. Ветер бросал горстиль листьев на стол на кровать на пол на книги. Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом. Берёза воспета в фольклоре в поэзии в музыке и живописи. Осенью солнце светит ещё ярко но не греет.
Расставьте знаки препинания и нарисуйте схемы: Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми. Ветер бросал горстиль листьев на стол, на кровать, на пол, на книги. Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом. Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи. Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.
Самостоятельная работа с текстом. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Книга наш друг.. и сове..чик. Из кни.. журналов и брошь..р мы узнаём много интересного о жизни на земле. Над созданием кни.. трудят..ся п..писатели художники печ..туники. Тру.. их сложен но важен и почётен. Ты помни об этом и бер..ги книги!
Домашнее задание. Составить рассказ из 5-6 предложений на тему «Зима», используя однородные члены предложения.