1. Структура конфликта 2. Конфликтное поведение Структура конфликта- совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс Конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение
Основные участники конфликта- противоборствующие силы или стороны, совершающие активные действия (наступательные или защитные) друг против друга. («Оппонент»- в переводе с латинского возражающий) Сторона, которая первой начала конфликт называют инициатором конфликта ( другими словами «зачинщик») Ранг оппонента- это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения.
Группа поддержки- силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами, которые с помощью активных действий, присутствия, молчаливой поддержки могут воздействовать на развитие конфликта и его исход. Другие участники- субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Среди них бывают подстрекатели и организаторы. Организаторы- лицо или группа, планирующие конфликт, различные пути обеспечения и охраны участников
Предмет конфликта- ядром любого конфликта является противоречие- это столкновение интересов и целей сторон Предмет конфликта- это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта Объект конфликта- это причина, повод к конфликту Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть), духовная ( идея, норма, принцип) ценность
Макро и микро среда- условия в которых находятся действующие участники конфликта. Необходим учет социальных условий, в которых протекает конфликт ( ближайшее окружение личности) Психологические компоненты конфликта – устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свои действия
Мотивы сторон в конфликте- это побуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонентов, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта Базисным побудителем активности оппонента являются его потребности Только те организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта
Интересы оппонента представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают его направленность на объект конфликта и способствуют реализации его конфликтного поведения Ценности близки к интересам, могут быть: -общечеловеческие ценности(истинность суждения, идеи, справедливость); -ценности, выраженные в каком-то конкретном произведении культуры; -личностные ценности( чувство собственного достоинства, честь, самооценка).
Мотивы конкретизируются в их целях Цель- это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека. Основная цель оппонента- овладение объектом конфликта, ей подчинены тактические цели. Позиция- система отношений оппонента к элементам конфликтной ситуации, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Другими словами- это Совокупность фактических прав, обязанностей и возможностей оппонента, реализующаяся в конкретной конфликтной ситуации посредством общения, поведения и деятельности.
Конфликтное поведение- состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии(способы) и тактики(приемы) Среди основных принципов конфликтного противоборства выделяют: -Концентрацию сил; -Координацию сил; -Нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника; --экономия сил и времени
Стратегия поведения в конфликте- ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта Существуют 5 типов стратегий поведения в конфликте: -соперничество; -сотрудничество; -компромисс; -приспособление; -избегание.
Существует другой подход к типологии стратегий поведения личности в конфликте: жесткость позиции ( имеет два полюса жесткое и мягкое) А) жесткость- напористое, энергичное воздействие на оппонента путем требований, указаний, различных форм социального, физического и психологического регулирования; Б)Мягкость- трактуется не как пассивность, вялость воздействий, а как более тонкие, не прямолинейные, косвенные средства воздействия, учитывающие нюансы личностного характера оппонента
Модальность отношения к оппоненту- параметр поведения, отражающий степень уважительного отношения к оппоненту, который может рассматриваться как объект воздействия или как субъект взаимодействия Выбор стратегии в конфликте определяется многими факторами, которые объединены в 2 группы: Факторы ситуации; Личностные факторы.
Тактика- это совокупность приемов воздействия на оппонентов, средства реализации стратегии. Одна и та же тактика может использоваться в рамках разных стратегий. Жесткая позиция Тактика захвата и удержания объекта; Тактика физического насилия ( ущерба); Тактика психологического насилия ( ущерба); Тактика давления;
Нейтральная позиция Тактика демонстративных действий; Санкционирование; Тактика коалиций; Мягкая позиция Тактика фиксации своей позиции; Тактика дружелюбия; Фиксация позиции.