Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (реализуется в 59 регионах Российской Федерации, рассмотрена и получила поддержку в Комитете.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование системы ценностей у детей и их родителей в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Формирование системы.
Advertisements

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» как основа деятельности музея ДОУ в духовно-нравственном развитии дошкольников Губина Евгения.
Развитие социокультурного опыта младшего школьника методами активного воспитания Развитие социокультурного опыта младшего школьника методами активного.
«Развитие системы духовно- нравственных ценностей посредством учебного курса «Истоки».
Содержание и перспективы реализации программы «Социокультурные истоки» Баранова Екатерина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Актуальность Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.
Уникальность программы «Истоки» Охват всех ступеней образования (от дошкольного до высшего) Использование литературного материала общеобразовательных.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Особенности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Иванищева М.А., заместитель директора ИМДЦ г.Новотроицка.
ПРОЕКТ ПРОЕКТ « Моя семья » 2 мл. группа Автор : Большакова А. Р. Воспитатель 1 кв. категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитатель МДОУ «Детский сад 29» Романова.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 Красносельского района Санкт-Петербурга Адрес: , Санкт-Петербург,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
Презентация Образовательная программа дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 103 комбинированноговида.
Руководитель: Красникова Т.М.. Задачи – помочь учащимся соотнести главные ценности жизни собственным опытом, выбрать то, что они считают важным для своей.
Транксрипт:

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (реализуется в 59 регионах Российской Федерации, рассмотрена и получила поддержку в Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ в 1998 г.) Авторы программы : Авторы - составители программы для дошкольного образования : Кузьмин Игорь Алексеевич, профессор РАЕН Камкин Александр Васильевич, профессор ВГПУ Абрамова О.С., Балашова И.Ю., Бойцова И.Ю., Горшкова Л.И., Губина Е.А., Кудряшева Н.С., Лугвина Г.И., Майорова Н.Б., Перькова С.В., Твардовская Н.Ю. – педагоги ДОУ 99 г. Во- логды, ДОУ 91 п. Молочное, 65 г. Череповца Программа «Социокультурные истоки» опирается на следующие законодательные Постановления Правительства РФ, приказы Министерства образования и науки РФ и нормы международного права: Конституцию Российской Федерации от г.; Национальную доктрину образования РФ на период г.г.; Закон РФ «Об образовании», вступивший в силу г., Концепцию дошкольного воспитания в РФ от 2003 г.; Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ Минобрнауки РФ от ; Общенациональную программу развития воспитания детей в Российской Федерации; Концепцию содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от г.; Концепцию модернизации российского образования на гг.; Федеральный закон 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от г.; Конвенцию о правах ребенка, ратифицированную Российской Федерацией г.; Конвенцию о защите прав и основных свобод от г.; Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта (2007 г.); Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155); ФЗ РФ от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы», утверждённую постановлением Правительства РФ от г. 795; Государственную программу развития воспитания и социализации детей в РФ на г.г.; Выступление Президента Российской Федерации на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» 19 сентября 2013 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 декабря 2013 года и ряд других документов регионального уровня.

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА От того, какая система ценностей и какие нормы заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества. общества.

Духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); Духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению ребёнка, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм,ответственность, нравственной позиции (гражданственность, патриотизм,ответственность, дисциплинированность); дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности). нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний, эмпатийности).

Нравственная сфера личности: Нравственная сфера личности: Отношение к близким людям. Отношение к близким людям. Отношение к себе. Отношение к себе. Отношение к делу. Отношение к делу. Отношение с предметным окружением. Отношение с предметным окружением. Отношение к природе. Отношение к природе. Отношение к духовному миру. Отношение к духовному миру.

Система категорий курса пропедевтики «Истоки» 3- 4 года: Слово, Образ, Книга. 4 – 5 лет: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд Души. 5 – 6 лет: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. 6 – 7 лет: Традиции: Слова, Образа, Дела, Праздник а.

ТАБЛИЦА АКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года) Слово. Образ. Книга. Тема занятия Активные формы обучения Название активного занятия 1. Любимое имя Ресурсный круг«Ласковое имя» 2. Доброе слово Ресурсный круг«Доброе слово» 3. Ласковая песня Ресурсный круг«Колыбельная песня» 4. Праздничная песня Ресурсный круг«Рождественская елочка» 5. Любимый образ Ресурсный круг«Мамочка моя» 6. Образ света Ресурсный круг«Позови солнышко» 7. Добрый мир Ресурсный круг«Добрый мир» 8. Добрая книга Ресурсный круг«Добрая книга» 9. Любимая книга Ресурсный круг«Моя любимая книга»

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ) Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души. Тема занятия Активные формы обучения Название занятия 1. Дружная семья Работа в паре«Дружная семья» 2. Домашнее тепло Ресурсный круг«Домашнее тепло» 3. Дороги добра Работа в паре«Дороги добра» 4. Сказочный лес Работа в паре«Сказочный лес» 5. Добрая забота Работа в паре«Добрая забота» 6. Праведный труд Ресурсный круг«Чему доброму научили вас взрослые?» 7. Любимая сказка Ресурсный круг«Моя любимая сказка» 8. Благодарное слово Ресурсный круг«Благодарное слово» 9. Светлый праздник Ресурсный круг«Доброе слово березке»

Тема занятия Активные формы обучения Название занятия Верность родной земле Ресурсный круг«За что люди благодарны защитникам Земли Русской?» Верность родной земле Работа в паре«Защитник Отечества» Радость послушания Работа в микрогруппах«Радость послушания» Светлая надежда Ресурсный круг«Рождественское чудо» Доброе согласие Работа в паре«Построим дом» Добрые друзья Ресурсный круг«Кого можно назвать настоящим другом?» Добрые дела Работа в паре«Добрые дела» Мудрое слово Ресурсный круг«Кого можно назвать мудрым?» Мудрые люди Ресурсный круг«Мудрость рядом с нами» СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ) Вера. Надежда. Любовь. Мудрость.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА (6-7 ЛЕТ) Традиции: Слова, Образа, Дела, Праздника Тема занятия Активные формы обучения Название занятия 1. Сказочное слово Работа в паре«Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок» 2. Напутственное слово Работа в паре«Напутственное слово» 3. Жизненный путь Ресурсный круг«Жизненный путь» 4. Светлый образ Ресурсный круг«Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского» 5. Чудотворный образ Работа в паре«Светлый образ» 6. Мастера и рукодельницы Работа в паре«Мастера и рукодельницы» 7. Старание и терпение Работа в паре«Старание и терпение» 8. Семейный традиции Работа в паре«Традиции нашей семьи» 9. Книга – праздник души Работа в паре«Книга – праздник души» 10. До свидания детский сад! Школа, здравствуй! Ресурсный круг с делегированием «Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми»

Группы ценностей, составляющих предметное содержание «Истоков» в дошкольном образовании Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песня и народная игрушка. Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, вер- ное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека. Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей,забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сора- давание в радости.

Социокультурные ценности: семья, род, Родина, защита род- ной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

Особое внимание уделено системе работы по духовно- нравственному воспитанию всех участников образовательного процесса (педагогов-детей-родителей) в дошкольном образовании. На страницах издания представлены методические рекомендации и комментарии к книгам для развития детей 3-7 лет по программе «Социокультурные истоки»; Издание обращено к самой широкой аудитории, прежде всего, к педагогам, воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений. Подготовленный материал может лечь в основу проведения занятий с детьми, бесед с родителями по теме духовно-нравственного и патриотического воспитания. том 11

Альбомы для развития и рисования разработаны в соответствии с целями, задачами и содержанием программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. В альбомы включены герои известных народных и авторских сказок, с которыми дети соприкасаются в процессе освоения социокультурных и духовно-нравственных категорий программы. Альбомы способствуют развитию в детях образного восприятия, образного воображения и образного мышления, а также - творческим способностям детей.

Активные формы обучения: Ресурсный круг; Ресурсный круг с делегированием; Работа в паре Работа в микрогруппе (родители с детьми); Работа в четвёрках ( с родителями).

Книги для развития детей 3 -4 лет: «Доброе слово», «Добрый мир»,«Добрая книга» В младшей группе ( 3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное восприятие социокультурных категорий: Слово, Образ, Книга.

Книги для развития детей 4 – 5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь»,«Добрая забота», «Любимая сказка». В средней группе ( 4 – 5 лет ) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека, дети и родители осваивают категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души. Книги для развития детей 4-5 лет знакомят их с семейными ценностями; подводят к пониманию ценностей труда, родного дома, родной природы; сказочного слова; дают образцы единения людей в деле и празднике. Книги дают образы, которыми питаются чувства детей. Книги способствуют целостному восприятию детьми окружающего мира.

Книги для развития детей 5 – 6 лет: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово». В старшей группе ( 5 – 6 лет ) обращается внимание на ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

Книги для развития детей 6 – 7 лет: «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции». В подготовительной группе ( 6 – 7 лет ) осуществляется первоначальное озна- комление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых со- циокультурных ценностей российской цивилизации: традиции Слова, тради- ции Образа, традиции Дела, традиции Праздника.

Из чистого истока в прекрасное далеко, в прекрасное далеко мы продолжаем путь ….