«Развитие речевого дыхания». Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие совершают вдох с резким поднятием плеч, а некоторые набирают воздух почти перед каждым словом. В литературе чаще всего показаны упражнения, направленными, на развитие длительного выдоха через рот, произнесением как можно больше слов на одном выдохе (Е. И. Радина, М. Ф. Фомичева). Более полно по вопросу речевого дыхания представлено в литературе, связанной с устранением основного дефекта речи (ринолалия, дизартрия, заикание): А. Г. Ипполитова, В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау и др. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. 1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. 2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал) 3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). 4. Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно. 5. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Упражнение «Подуй на цветочки!» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на цветочки; выполни 3-4 раза. Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.
Упражнение «Загнать мяч в ворота» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик или теннисный мячик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков (в воротах). Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.
Упражнение «Чей ветерок сильнее?» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть ; выполни 3-4 раза. Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются. Так же можно использовать мыльные пузыри.
Упражнение «Сдуй снежинку» Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата».
Упражнение «Кто выше поднимет мячик» Цель: выработать длительную направленную струю. Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть в трубочку. Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.
Далее Вы можете приступить к выполнению артикуляционных упражнений.