Использование психологический игр на уроке географии
Психологические игры : способствуют формированию коммуникативных навыков учащихся; способствуют формированию общеучебных навыков ; повышают мотивацию к предмету; снижают уровень тревожности учащихся на уроке; создают атмосферу доверия и доброжелательности на уроке;
Да – Нет - Может быть В разных углах класса вывешиваются таблички «Да», «Нет», «Может быть». Учитель задаёт вопрос, и дети подходят к табличкам, соответствующим их ответам. Когда класс разделился на группы, учитель встаёт в центр. В руках у него клубок ниток. Он кидает клубок по-очереди ребятам из разных групп и спрашивает почему они так ответили на вопрос. В данной игре не выясняется кто прав, а кто нет. Каждая личность имеет своё мнение и оно ценно само по себе. Примерные вопросы: тема Транспорт Считаете ли вы, что при дальнейшем развитии современных видов транспорта нужно отказаться от гужевого?
Несуществующее животное Учащимся даётся задание: « Путешествуя по экваториальному лесу(…), вы встретили неизвестное науке животное. По его внешнему виду вы поняли, что животное приспособилось к жизни в условиях экваториального леса. Нарисуйте (опишите) как выглядит это животное и объясните как оно приспособилось к данным условиям.
Идёт следствие Для игры выбирается доброволец. Он становится лицом к классу, спиной к доске. Все остальные ученики – свидетели. Учитель пишет на доске к примеру «извержение вулкана». Свидетели начинают давать показания: -действие происходит в горах; -чувствую запах дыма; -вижу пламя; и т.д. Свидетели должны давать показания так, чтобы детектив не сразу понял, что именно написано на доске. Как только детектив понял о чём идёт речь, он говорит: «Есть ответ»
Повторение-мать учения Все встают в круг. Учитель кидает мяч ученику. Тот должен рассказать что нибудь о том, что узнал и понял на сегодняшнем уроке. Затем мяч кидается другому члену команды. В результате повторение проходит в форме игры, но не теряет содержательности и серьёзности.
Волшебники В игре участвуют трое игроков. Двое будут волшебниками, один учеником. Ученик начинает испытывать волшебников. Он задаёт любой вопрос по пройденной теме, на который нельзя ответить однозначно «да» или «нет».Например: «Кто такой В.В. Докучаев ?» Волшебники должны как можно полнее ответить на вопрос, но по очереди. Причём каждый из них за один раз может произнести только одно слово. Волшебникам запрещается переговариваться. Они должны импровизировать на ходу. Трудность в том, что волшебники должны как бы мысленно предугадать слова друг друга.
Предпочтения Все игроки свободно ходят по классу. По команде «Стоп!» нужно поймать ближайшего игрока. Один спрашивает: «Кем бы ты хотел быть?» и предлагает 3-4 названия на выбор. Предположим: «Чем бы ты хотел быть сейчас больше всего: морем, водопадом, рекой или океаном?». Когда выбор сделан задаются уточняющие вопросы. Например: «Какой водопад самый высокий? Где он находится ?» и т.д. Или «Каким бы городом ты хотел быть 6Римом, Нью- Йорком, Лондоном, Парижем?» Назови символ города.
Импровизация В игре участвуют пары. Каждой паре выдаётся листочек. На нём написана тема (Горы. Моря и т. д.) Участники должны в течение (2-5 мин.) рассказывать о путешествиях или приключениях на этих географических объектах. Говорить нужно без подготовки, не прерываясь, не делая пауз и запинок. Как только прекращает говорить один, тут же продолжает второй. Весь класс в это время следит и проверяет рассказ выступающих на достоверность.