ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативно-правовая база профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Методист Субботина Т.В.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Уровень дорожно-транспортных происшествий, уровень и тяжесть их последствий находятся в определенной зависимости от: - уровня подготовленности всех без исключения участников дорожного движения; - наличия культуры безопасного участия в дорожном движении. Основная причина всех несчастных случаев с детьми на дороге заключается в несоблюдении Правил дорожного движения, как водителями транспортных средств, так и детьми. По данным Департамента образования города Москвы в первом полугодии 2014 года: -пострадало 259 обучающихся – 10 смертельный исход; в первом полугодии 2015 года в дорожно-транспортных происшествиях: -пострадало 345 обучающихся, из них 16 – смертельный исход.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Сравнительный анализ ДТП, происшедших с детьми Округа 1 пол г всего ДТП 1 пол г смерть 1 пол г всего ДТП 1 пол г смерть ЮВАО ВАО САО ЗАО ЗелАО6-91 СВАО СЗАО ЦАО ЮАО ЮЗАО ТиНАО5-121
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей, которую необходимо решать посредством обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма следует понимать целенаправленную деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА Все нормативные документы в сфере профилактики детского дорожно- транспортного травматизма можно разделить на несколько категорий: -международные, к которым относится Конвенция ООН о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года; - документы федерального уровня: законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерств – внутренних дел, образования и науки Российской Федерации; - документы регионального уровня (постановления Правительства Москвы, приказы, распоряжения и информационно-методические письма Департамента образования города Москвы).
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативно-правовая база по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма: - Федеральный закон РФ « О безопасности дорожного движения» от г. 196-ФЗ (в редакции г.). -Указ Президента РФ от г «О первоочередных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». -Федеральный закон от г. 16-ФЗ « О транспортной безопасности». -Распоряжение Правительства РФ от р «Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в годах». -Постановление Правительства РФ от г. 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в годах».
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru -Указ Президента РФ от г «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.» -Указ Президента РФ от г. 761 «Национальная стратегия действия в интересах детей на г». -Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. -Постановление Правительства РФ от г «Об утверждении правил организованной перевозки группы детей автобусами». -Письмо Минобрнауки РФ от г «О направлении методических рекомендаций «Об организации перевозок обучающихся в образовательных организациях»».
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативно-правовая база для разработки образовательных программ, организации и осуществления обучения детей по вопросам безопасности участия в дорожном движении образовательными организациями: -Приказ Минобразования России от г «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». -Приказ Минобрнауки России от г. 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». -Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru - Приказ Минобрнауки России от г. 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». - Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Приказ Минобрнауки России от г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru - Приказ МВД России от г. 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения». - Письмо МВД России 13/8-147, Минобрнауки России ИК- 1431/06 от г. «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»» - Письмо МВД России 13/8- 50, Минобрнауки России ИК- 174/06 от г. «О взаимодействии по вопросам профилактики детского дорожно- транспортного травматизма». - Письмо МВД России от г. 13/8-4363, Минобрнауки России от г. ИК- 989/06 «О проведении целевых профилактических мероприятий «Внимание – дети!»» - Письмо Минобрнауки России от г «Об опыте субъектов Российской Федерации по организации работы, направленной на профилактику детского травматизма». - Минобрнаука РФ « Типовой паспорт дорожной безопасности в образовательных организациях» от 26 августа 2015.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Содержание формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Достижение положительных и долгосрочных эффектов в формировании у детей навыков безопасного участия в дорожном движении возможно только на основе комплексного подхода. Такой подход определяет в содержании формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в качестве основных компонентов следующие: 1. Учебный процесс: изучение Правил дорожного движения в рамках образовательных программ, согласованных и утвержденных педагогическими и (или) методическими советами; проведение учебных экскурсий; показ учебных видеофильмов, кинофрагментов, использование учебных компьютерных программ. 2. Внеурочная деятельность: проведение тематических мероприятий и социально-значимых акций; беседы инспекторов ГИБДД с обучающимися; создание и работа отрядов юных инспекторов движения.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 3. Информационное обеспечение: разработка программ, сбор справочной и методической литературы по профилактике ДДТТ, оформление и размещение наглядного материала по безопасности дорожного движения; создание уголков безопасности дорожного движения в каждом учебном кабинете; размещение материалов по безопасности дорожного движения на сайте образовательной организации. 4. Техническое обеспечение: создание кабинета по безопасности дорожного движения, оборудованного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их оснащению; наличие плана-схемы или макета микрорайона образовательной организации с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов; создание автоплощадки - модели перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов).
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 5. Работа с родителями: обсуждение вопросов безопасности дорожного движения на родительских собраниях; обсуждение вопросов по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на заседаниях Управляющего совета, родительского комитета; проведение бесед с родителями по сообщениям о дорожно- транспортных происшествиях с участием детей и подростков и нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними. 6.Мониторинг: выявление соответствия реального процесса запланированному и проведение последующих коррекционных мер для достижения поставленных целей (предварительный, текущий, итоговый); посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Нормативное и ресурсное обеспечение функционирования системы формирования навыков безопасного участия в дорожном движении включает: 1.Нормативно-правовую документацию, регламентирующую деятельность образовательной организации по организации непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно- транспортного травматизма ( приказы Департамента образования города Москвы, приказы по образовательной организации о назначении ответственного за организацию и ведение работы по профилактике ДДТТ, другие приказы и положения, инструкции, отражающие соответствующую деятельность).
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 2. Утвержденный план работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении и профилактике ДДТТ на учебный год. 3.Документы, отражающие деятельность юных инспекторов движения ( приказ о назначении руководителя отряда ЮИД, список членов отряда, утвержденный план работы на учебный год, журнал учета проводимых мероприятий, паспорт отряда и другие дополнительные материалы). 4. Журнал учета состояния детского ДТТ в образовательной организации и принимаемых мер по фактам дорожно- транспортных происшествий с участием детей.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Системная работа образовательной организации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должна строиться с учетом следующих направлений деятельности: 1.Аналитико-прогностическое (организация и проведение планирования, анализа, контроля, прогноза развития по направлению «Профилактика ДДТТ и безопасности дорожного движения»): -проведение анализа работы образовательной организации по профилактике ДДТТ, разработка и корректировка планов; -разработка системы внутришкольного контроля за деятельностью образовательной организации по профилактике ДДТТ и безопасности дорожного движения; -отслеживание результатов обучения ПДД, выявление причин пробелов в знаниях Правил, разработка планов и программ по устранению пробелов в знаниях ПДД;
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru -проведение анализа причин нарушений ПДД обучающимися; -отработка и проведение мониторинга по профилактике безопасности дорожного движения. 2. Методическое: - поиск и использование оптимальных форм и методов дифференцированной групповой и индивидуальной работы с обучающимися, их семьями и педагогическими коллективами по агитационной и профилактической работе; - разработка учебно-методического обеспечения профилактической работы; - обобщение и распространение передового педагогического опыта по формированию навыков безопасного участия в дорожном движении и предупреждению ДДТТ; - оказание помощи педагогам и родителям в формировании системы знаний по правилам дорожного движения, в профилактике и предупреждении ДДТТ; - обновление инструкций и проведение инструктажей с детьми и подростками по безопасности дорожного движения; - разработка и реализация программы по изучению ПДД.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 3.Образовательно-просветительское: -повышение дорожной грамотности детей; -изучение ПДД и основ безопасности дорожного движения в ходе проведения уроков и обучающихся занятий, введение элементов интеграции ПДД в учебные программы; -повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил дорожного движения; -повышение квалификации педагогов, непосредственно реализующих задачи формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, профилактики ДДТТ в учебном процессе и внеклассных мероприятиях; -оформление информационных уголков по безопасности дорожного движения, выпуск газет, памяток, создание фотохроники интересных дел по данному направлению работы; -выступление агитбригады ЮИД перед обучающимися, воспитанниками детских садов, родителями.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 4.Досуговое: -создание условий для организации работы кружков для детей по направлениям автотранспортного и технического профиля; -организация и проведение творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.д.; -использование игровых технологий, в том числе компьютерных, в процессе формирования у детей всех возрастов, начиная с дошкольного, навыков безопасного участия в дорожном движении.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 5. Воспитательно-профилактическое (развитие и совершенствование системы профилактических мероприятий по формированию навыков безопасного поведения на улицах, дорогах): - организация работы с обучающимися, родителями; - взаимодействие с заинтересованными общественными организациями, ГИБДД; - проведение работы с воспитанниками детских дошкольных учреждений; -отработка схемы безопасного маршрута в образовательную организацию с каждым обучающимся; -проведение декад и месячников безопасности дорожного движения; -профилактическая работа с обучающимися, имеющими велосипеды и скутеры по изучению правил дорожного движения; -проведение библиотечных уроков по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Материалы, размещенные на официальном сайте Минобрнауки России. (приложение к письму Минобрнауки России от г ) В рамках федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в годах" Минобрнауки России в целях повышения эффективности работы в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма рекомендует следующие материалы: 1. Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения ( 2. Материалы по повышению квалификации (в том числе по модульным курсам) преподавательского состава ( 3. Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 4. Модульные программы повышения квалификации педагогов, работающих с отрядами ЮИД в дошкольных образовательных организациях ( 5. Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики ДДТТ ( 6. Учебно-методические комплекты для ДОО по обучению детей безопасному участию в дорожном движении ( 7. Комплексный проект профилактики ДДТТ на период г.г. ( - размещены материалы реализованных мероприятий в рамках программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах».