Географические представления японских исследователей XVII–XVIII вв. об островах, лежащих к северу от Хоккайдо.
Одним из наиболее сложных вопросов истории и географии Сахалина и Курильских островов является вопрос о том, когда именно Япония приступила к исследованию территорий, лежащих к северу от Хоккайдо. Дело в том, что, несмотря на относительную близость к Сахалину и Курилам, японцы сравнительно поздно смогли приступить к их освоению. Конечно, технически далекое северное путешествие было вполне возможно для них еще в середине первого тысячелетия. Однако, в силу целого ряда причин (как внешних, так и внутренних) данная возможность была использована японцами значительно позднее.. карта Карта Японии Яна Янсона 1658 г. Амстердам.
Только создания на рубеже XVI-XVII веков единого централизованного государства японцы сумели частично истребить, а частично подчинить себе айнские племена, которые ранее успешно блокировали все попытки Японии закрепиться к северу от крайней оконечности Хоккайдо. Сведения об островах, лежащих к северу от Хоккайдо, начали поступать в Японию задолго до появления в том районе европейцев. Однако сами японцы приступают к их изучению и хозяйственному освоению только с ХVII века. Главную роль в организации первых экспедиций по изучению Севера сыграли правившие на Хоккайдо князья из рода Мацумаэ.
В 1635 году глава рода Мацумаэ Кимихиро организует экспедицию, целью которой было обследование земель, лежавших к северу от его владений. В том году работы проводились как в северной части Хоккайдо, так и Сахалине. Побережье Хоккайдо изучал Мураками Камондзаэмон, а на Сахалин были направлены Сато Камоэмон и Какидзаки Курандо. Они переправились через пролив, отделяющий Сахалин от Хоккайдо, и высадились на южную оконечность Сахалина в местности Уссяму, расположенной в районе мыса Ноторо (Крильон). Однако дальше Уссяму Сато Камоэмон и Какидзаки Курандо идти не решились и вскоре вернулись на Хоккайдо.
В 1636 году на Сахалин отправился вассал князя Мацумаэ Кодо Седзаэмон. Как и его предшественники, он переправился через пролив, который сейчас носит имя Лаперуза (в Японии его называют пролив Соя) и высадился в местности Уссяму. Здесь Кодо Седзаэмон перезимовал и весной 1637 года отправился на северо- восток. Несмотря на все трудности, которые японский исследователь испытывал во время путешествия по абсолютно незнакомой местности, ему удалось дойти только до залива Терпения.
В 1644 году по итогам экспедиций гг. на Хоккайдо была составлена первая японская карта Сахалина и Курильских островов. В ее основе лежали записи и карты Кодо Седзаэмона, которые он делал во время путешествия по Сахалину и Хоккайдо. Данная карта сохранилась до наших дней в копии, подаренной в 1700 году сегуну кланом Мацумаэ. Карта страны Мацумаэ и Эдзо. Вт. Пол. XVII в. Составлена на основе несохранившейся японской карты 1644 г. карта
Судя по карте, японцы уже в 40-е годы XVII века относительно неплохо представляли географическое положение Сахалина. Они знали, что это остров, расположенный к северу от Хоккайдо. На карте довольно точно изображены Анивский залив, крайние юго-запад и юго-восток Сахалина, залив и даже мыс Терпения. Имеется также изображение острова Монерон. Вместе с тем Курильские острова составители карты представляли весьма смутно (на карте изображена небольшая группа островов к востоку от Хоккайдо) и, скорее всего, знали о них исключительно со слов хоккайдоских айнов.
1)Почему японцы сравнительно поздно приступили к исследованию Сахалина и Курильских островов? 2)Какие племена покорили японцы, продвигаясь к северу от Хоккайдо? 3)Используя дополнительные источники, составьте рассказ о целях и результатах путешествий японских чиновников на север в XVI-XVII вв. 4)Дайте самостоятельную оценку первой японской карте южной части о. Сахалин.