Научное Общество Учащихся «ЛИЦЕИСТ» «Организация проектной, исследовательской деятельности в учебном году: основные требования к научной работе» ЗАСЕДАНИЕ 1
УСТАВ НОУ «Лицеист» В научное общество может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя- предметника. Возраст вступления в НОУ –7 лет.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан: регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ в своей секции; периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции; активно участвовать в научных конференциях; строго соблюдать сроки выполнения научной работы; строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Структура НОУ Председатель: заместитель директора по УВР Шумакова Т.В. Руководитель НОУ: учитель русского языка и литературы Мальцева Ю.В. O Лингвистическая секция (руководитель Колесникова Е.В.) O Социально-экономическая секция (руководитель Ких В.М.) O Физико-математическая секция (руководитель Ефремова М.И.) O Естественнонаучная секция (руководитель Литвиненко Т.И.) O Подготовительная секция (руководитель Бровкина Е.В.)
План работы НОУ «Лицеист» на учебный год (2 четверть) Ноябрь Работа руководителей проектов 1. Индивидуальные консультации для учащихся по вопросам методики проекта и методики проведения исследования. 2. Отчет руководителей секций о работе участников научного общества «Лицеист» 3. Обновление странички НОУ «Лицеист» на сайте лицея. 4. Создание стенда, посвященного работе НОУ «Лицеист». 5. Участие в научно-исследовательской деятельности (фестивали, конкурсы, олимпиады различного уровня) Заседание членов НОУ «Лицеист» 1. «Организация исследовательской и проектной деятельности» Сбор отчетной документации первого этапа работы Консультации Руководитель НОУ Руководители научных работ Декабрь Работа руководителя НОУ 1. Организация участия проектов в научно- исследовательских конкурсах. 2. Организация участия подготовленных учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников. 3. Обработка информации совместно с руководителями по теме научной работы. Составление тезисов. Заседание членов НОУ «Лицеист» 2. «Подготовка презентации научной работы к выступлению». Осуществление помощи руководителей научных работ в подготовке и сборе материала по теме (в форме индивидуальной консультации). Занятия для учащихся Руководитель НОУ Руководители научных работ Руководители предметных секций
Темы предстоящих заседаний участников НОУ «Лицеист» O «Культура публичного выступления» O «Подготовка презентации научной работы» O «Организация исследовательской и проектной деятельности. Основные требования к научной работе»
Научно-практическая конференция «Планета знаний» 5 мая 2015 года
Критерии оценки научной работы КРИТЕРИИ Качество выполненного элемента Высокое (3 балла) Среднее (2 балла) Удовлет. (1 балл) Неудов. баллов) 1. Актуальность и значимость выбранной темы 2. Аргументированность работы (обоснование: анализ и выделения проблемы) 3. Практическая значимость работы 4. Замысел (предложение способа решения проблемы) 5. Наличие исследований, проведенных в ходе решения проблемы 6. Грамотность представления полученных результатов 7. Уровень изложения материала, культура выступления 7.1 Логичность 7.2 Доступность для понимания 8. Использование наглядности при представлении проекта
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ и ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ O 1. Тема должна быть интересна, должна увлекать. O 2. Тема должна быть выполнима, её решение должно принести реальную пользу участникам исследования. O 3. Формулировка темы может содержать спорный момент. O 4. Тема должна быть конкретна. O 5. Лучше, если тема будет иметь два названия: теоретическое и творческое. O 6. Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования, хотя впоследствии формулировка будет неоднократно корректироваться. O 7. Поиск темы для ученического исследования может быть обусловлен какими-то рамками – тематическими, временными, ситуативными.
O Задание 1. Определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности. В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т. д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца. O Проблема исследования –???????????. O Актуальность исследования –???????????????. O Варианты тем-??????????????
Отличие проекта от исследования Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы, результат работы над проектом заранее предопределен, исследование же не предполагает создание какого- либо заранее планируемого результата. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний. Проект – это пять «П»: O 1. Проблема O 2. Проектирование (планирование) O 3. Поиск информации O 4. Продукт (создание проектного продукта) O 5. Презентация проектного продукта
Проект O ( от лат. « брошенный вперед ») O создание чего - то предполагаемого
ВИДЫ ПРОЕКТОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
СОЦИАЛЬНЫЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ПРЕДМЕТНОМУ СОДЕРЖАНИЮ
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ O Групповые O Парные O Индивидуальные
ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ O мини проекты O краткосрочные проекты O недельные проекты O годичные проекты
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА O Тематическая выставка O Рекламный буклет O Сценарий праздника O Видеофильм O Фантастический проект O Костюм O Музыкальное произведение O Оформление кабинетов O Конкретные предложения по улучшению какой - то ситуации O Прогноз развития ситуации
O Экскурсионный буклет " Пушкинские места в моем родном городе Курске " Торговый центр « Пушкинский » расположен на улице Ленина
O Проект – это творчество по плану. O Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; Подготовка и защита презентации; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Список рекомендуемых пособий по школьной научной работе – федеральный портал российских олимпиад школьников. - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент», в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России. - Гарант (законодательство с комментариями) - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература - библиотека факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова - электронная библиотека : книги, статьи, рефераты и др.
ru Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой… М. Горький