В ЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ НА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА МИКРООРГАНИЗМАМИ Автор работы: Сыркина Екатерина, ученица 8 класса МБОУ гимназии 2, г. Асино Руководитель: Зайцева Светлана Энгельсовна, учитель биологии.
Серьезнейшей проблемой сегодня становится загрязнение воздуха внутри помещений. Домашняя грязь не мертва - она живет в виде плесени, грибков, пыли и бактерий. Почему живет? Потому что жилые дома, офисы, детские учреждения наполнены источниками энергии, тепла, пищи, а также там отсутствует природная циркуляция свежего воздуха.
В ЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ НА МИКРОКЛИМАТ ВОЗДУХА. Помочь в очистке воздуха людям смогут живые растения. Комнатные растения не только украшают интерьер и радуют глаз. Они создают свой микроклимат в квартире, очищают воздух и обогащают его кислородом, откорректируют наше биополе при правильном их подборе.
Х ЛОРОФИТУМ Это неприхотливое растение, способное нейтрализовать вредные и даже ядовитые вещества в воздухе помещений. Одно из самых полезных комнатных растений. Для очищения воздуха комнаты (площадью м 2 ) необходимо не менее 6 растений. Интересная особенность хлорофитума состоит в том, что чем грязнее воздух, - тем быстрее он растёт и развивает дочерние розетки.
Герань (пеларгония). Главный действующий компонент герани гераниол. Он обладает антибактериальной и антивирусной активностью. У домашних лимонов целебную силу имеют не только плоды, но и ароматные листья. Они выделяют 85 различных целебных веществ. В помещении, где находятся лимоны, воздух почти стерилен. Многие болезнетворные микробы, обитающие в этой комнате, потеряют способность размножаться.
И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Влияние растений на загрязнения воздуха микроорганизмами» Фитонциды – биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний.
. Ц ЕЛЬ РАБОТЫ : И ЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА В КЛАССЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИТОНЦИДНОЙ АКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ З АДАЧИ : 1. И ЗУЧИТЬ САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЗДУХА В ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ; 2. И ЗУЧИТЬ ВЛИЯНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ НА СТЕПЕНЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА.
Х ОД РАБОТЫ Микробиологический анализ проходил в помещениях гимназии: классная комната, столовая, туалет. Для определения степени загрязнения использовалась питательная среда: ГРМ – агар Способ приготовления среды: 8,0 г порошка размешать в 200 мл дистиллированной воды, кипятить 1-2 минуты до полного расплавления агара, отфильтровать и стерилизовать в автоклаве при t= 120 градусов. Среду охладить до t = градусов, разлить в стерильные чашки Петри слоем 4-5 мм. После застывания среды чашки подсушить при t = 37 в течение минут.
Наиболее старым методом микробиологического анализа воздуха является седиментационный метод ( метод оседания Коха). Его используют только при исследовании воздуха закрытых помещений. Чашки Петри с питательной средой при исследовании общей бактериальной загрязненности воздуха оставляют открытыми в местах отбора проб в течение 5-10 минут. По окончании экспозиции чашки закрывают и помещают в термостат при t=37 на 24 ч, а затем при комнатной температуре выдерживают ещё сутки. О степени загрязненности воздуха судят по количеству выросших колоний
М ЕТОДИКА РАСЧЕТА. Учет посева бактерий из воздуха производят путем расчета выросших колоний бактерий отдельно. Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1 м кубическом воздуха. Для этого: 1) определяется площадь питательной среды в чашке Петри по формуле; 2) вычисляют количество колоний на площади 1 м квадратный; 3) пересчитывают количество бактерий на 1 м куб воздуха.
З НАЯ КОЛИЧЕСТВО КОЛОНИЙ, ВЫРОСШИХ В ЧАШКЕ П ЕТРИ, И ЕЁ ПЛОЩАДЬ ( ПРИ ДИАМЕТРЕ 9 СМ ОНА РАВНА 63,6 СМ ²), МОЖНО РАССЧИТАТЬ, СКОЛЬКО МИКРООРГАНИЗМОВ СОДЕРЖИТСЯ В 10 Л ВОЗДУХА. Т АК ЕСЛИ НА ПЛОЩАДЬ, РАВНУЮ 63,6 СМ ², ОСЕДАЕТ А МИКРООРГАНИЗМОВ, ТО НА ПЛОЩАДИ, РАВНОЙ 100 СМ ² СОДЕРЖИТСЯ Х МИКРООРГАНИЗМОВ : Х = 100 * А / 63,6 У МНОЖИВ ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ НА 1000, ОПРЕДЕЛЯЮ СОДЕРЖАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В 1 М ³ ( ИЛИ В 1000 Л ВОЗДУХА ).
Исследуемое помещение школы Санитарная оценка воздуха помещений в зимний режим Количеств о колоний, выросших в чашке Петри Получен- ные после исследования данные Чистый Грязный Кабинет биологии Менее 4500 Более Столовая Менее 4500 Более Спортивный зал Менее 4500 Более
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА. В среде исследованных растений было обнаружено четыре вида колоний. В контрольном опыте выросло 45 колоний бактерий. В чашках Петри с хлорофитумом 39 колоний, с колеусом – 30 колоний, с бегонией – 20 колоний. микроорганизмы t = 5 мин Хлорофитум S = 100 кв.см Хлорофитум V = 100 л
О ПРЕДЕЛЯЕМ СОДЕРЖАНИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ В 1 М ³ ВОЗДУХА : Контрольный опыт: Х = 100 * 180 / 63.6 * Хлорофитум: Х = 100 * 130 / 63.6 * Колеус: Х = 100 * 30 / 63.6 * Бегония: Х = 100 * 15 / 63.6 * Исходя из проведенного нами опыта, мы убедились, что уровень бактериального загрязнения воздуха в 1 м ³ составляет В тех опытах, где использовались растения, мы увидели, что с хлорофитумом микроорганизмов высеялось 20440, с колеусом – 4717, с бегонией – В результате проведенного исследования оказалось, что некоторые комнатные растения – хлорофитум, бегония и колеус – проявляют фитонцидную активность, т.е. оказывают влияние на количество микроорганизмов в данной среде. Наиболее выраженными фитонцидными свойствами обладает бегония краснолистная.
Р АСТЕНИЯ С ФИТОНЦИДНЫМИ СВОЙСТВАМИ : Бегония белопятнистая Пеларгония душистая Эухарис Фикус Нефролепис Хлорофитум Лимон Пеларгония зональная
ВЫВОДЫ Все растения живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. Именно поэтому домашние цветы способны активно участвовать в формировании энергоинформационной структуры вашего дома, в очищении воздуха от патогенных микроорганизмов. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера дома, и самочувствие его обитателей.
М ОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ : а) в каждом кабинете должно быть много растений, особенно полезные хлорофитум хохлатый, герань, лимон, кактусы, бегонии, фикусы, плющи, алоэ; б) уборка всех помещений должна проводиться только влажным методом; в) проветривать помещения; г) желательно иметь очиститель воздуха. Я считаю, что уход за комнатными растениями является и экологическим воспитанием, воспитывает любовь и бережное отношение к природе.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!