Система работы по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Педагог – психолог: Аль Рифаи Е. В.
Адаптация –это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни
Уровни адаптации - Физиологический - Психологический - Психологический
Уровень адаптации Физиологический (надо привыкнуть) Невозможности уединения Новой пищи, новым помещениям. освещенности, запахам К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды) Необходимости самоограничений
Уровень адаптации Психологический (предстоит привыкнуть) Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать Необходимости отстаивать свое личное пространство К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы…) Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами
Степени тяжести прохождения адаптационного периода Легкая адаптация сдвиги нормализуются в течение дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного Легкая адаптация сдвиги нормализуются в течение дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного Адаптация средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 57 дней, есть признаки психического стресса Адаптация средней тяжести сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 57 дней, есть признаки психического стресса Тяжелая адаптация ---длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма Тяжелая адаптация ---длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма
Адаптационный период условно можно разделить на 3 этапа 1 подготовительный 2 основной 3 заключительный
Формы работы детского сада с семьёй ДОУ День открытых дверей Родительские собрания Папки передвижки Консультации БеседаПраздники Укороченное пребывание В ДОУ
Праздник семьи
Консультации для родителей Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло, что он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад. Расскажите ребенку о режиме детского сада подробно. Повторяйте свой рассказ чаще. Поговорите с ребенком о трудностях, о том, к кому можно обратиться за помощью. Проиграйте эти ситуации дома. Научите малыша знакомиться с другими детьми, взрослыми. Поощряйте общение ребенка. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Никогда не пугайте ребенка детским садом. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте ребенка. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша. Если через месяц ваш ребенок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли. Если через месяц ваш ребенок не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.
Организация адаптационного периода Индивидуальный подход Создание предметно- развивающей среды Побуждение ребёнка к общению Контроль за физическим состоянием - Гибкий режим - Учёт домашних привычек - Использование игрушек- забав, игрушек-сюрпризов - Уголок моя семья - Уголок «уединения» - Уголок «потеряшка» - Игры- инсценировки, игры- упражнения, игры- занятия - Игры с воспитателем - Элементы театрализованной деятельности, использование фольклора - Приучение к объединению в игре с другими детьми - Игры ребёнка рядом со сверстниками - Элементы закаливающих мероприятий - Игры на развитие моторики - Коррегирующая гимнастика - Дыхательная гимнастика - Пальчиковый массаж
Задачи воспитателя В проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно- образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационно процесса
Упражнения на развития мелкой моторики
Игры на улице