Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ
Автор проекта: Голубева Елена Геннадьевна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл Руководитель: Исаева Анна Ивановна, заведующая МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл. Исполнители: Учитель – логопед, воспитатели, родители, дети. Заказчик проекта: Администрация МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл. База экспериментальной работы: МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл. Сроки работы: сентябрь, 2011 г. – май, 2014 г.
Показатели роста численности детей с ОВЗ МДОУ «Детский сад 1 «Сказка» п. Советский на период гг. (в %)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого- педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ»
Новизна проекта заключается в том, что разработана и апробирована система работы по формированию речевых навыков у младших дошкольников с ОВЗ через применение современных образовательных технологий. Цель проекта: Разработка модели логопедической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ (ОНР) в условиях логопункта ДОУ.
Задачи: Провести логопедическое обследование детей раннего возраста и определить уровень развития речи ; Разработать «Программу логопедического сопровождения детей раннего и младшего возраста с ОВЗ (ОНР) в условиях логопункта ДОУ» через применение современных образовательных технологий; Разработать методический материал по теме проекта с учетом требований ФГТ. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ; Обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках проекта; Выявить эффективность коррекционного обучения на заключительном этапе.
Объект: уровень развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Предмет: формирование речевых навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Гипотеза исследования: состоит в том, что разработанная модель логопедической работы повысит уровень речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
1 этап - подготовительный (сентябрь-октябрь 2011 года) 2 этап: функциональный (октябрь 2011 г. – февраль, 2014 г.) 3 этап: аналитический (март - май 2014 г.) Этапы реализации проекта:
«Программа логопедического сопровождения детей раннего и младшего возраста с ОВЗ (ОНР) в условиях логопункта ДОУ»
Программа предусматривает: раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; развитие речи с опорой на онтогенез; взаимосвязь в формировании фонетико- фонематических и лексико-грамматических компонентов языка; дифференцированный подход в логопедической работе с детьми; связь речи с другими сторонами психического развития; коррекцию недостатков в познавательном развитии; применение инновационных технологий.
Картотеки игр Конспекты занятий «Банк развивающих компьютерных игр для детей младшего дошкольного возраста» «Копилочка АМО для детей младшего возраста» Методический материал и наглядные пособия
Папки-передвижки по здоровьесбере- гающим технологиям Консультации для родителей и педагогов Задания для педагогов и родителей Буклеты для родителей Методический материал и наглядные пособия
- Адаптированная методика обследования речевого развития детей 2-5 лет (на основе методики Е.А. Стребелевой) - Методика обследования познавательного развития детей 2-5 лет. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Стребелевой 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение», Методика изучения адаптационных возможностей ребенка раннего возраста к ДОУ. Морозова Е.И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] : автореф. дис.... канд. психол. наук. : / Елена Ивановна Морозова. - М., – 24 с.