Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Кучмина Н.В.МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"
Цели урока: Усвоить особенности постановки двоеточия в БСП; учиться устанавливать смысловые отношения между частями БСП; повторить случаи постановки тире в БСП. Развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать.
Тире в БСП Отношения противопост. [ ] - [ ] [время, условие] - [ ] [ ] – [вывод, следствие] Проверка а, но, да (= но) когда, если так что, поэтому
Двоеточие в БСП Отношения [ ]:[причина] [ ]:[пояснение] [ ]:[дополнение] Проверка потому что, так как, ибо а именно что (и увидел, и услышал, и почувствовал)
1. Мы знаем, что главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. 2. Добрые деяния никогда не следует откладывать, потому что всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. 3. Осень и зиму Корчагин не любил, потому что они приносили ему много физических мучений. 4. Вдруг я чувствую, что кто-то берёт меня за плечо и толкает. 5. Я поднял голову и увидел, что перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. 6. Я знаю, что чудеса на белом свете случаются.
Ф.А.Васильев. После грозы.
Ключ Вариант I I – 2, 3, 6 II – 2 III – 1, 3 IV – 1, 2, 3 Вариант II I – 1, 3, 5, 7 II – 4 III – 3, 4 IV – 1, 3, 4
Физкультминутка Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер роняет росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут – покажем: Крылья сложили назад.
Рефлексия Я вспомнил… Я понял… Особенно интересно… Трудно… Нужно выучить…
Для чего нужно двоеточие?
Домашнее задание §216; по выбору: упр.189 или сочинение- рассуждение с использованием БСП (4- 6 бессоюзных предложений) «Почему я люблю свой посёлок»