С.А. Жакупова, учитель начальных классов I категории, КГУ «Средняя образовательная школа 2 им. А. Ермекова г. Каркаралинска» Формирование функциональной грамотности в начальной школе
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием» Н.А.Назарбаев
Нормативная база обновления содержания образования Республики Казахстан Государственная Программа развития образования РК на 2011 – 2020 годы Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 года Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утверждённый Постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 – 2016 годы, утверждённый Постановлением Правительства РК От 25 июня 2012 года Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 года
Цель Национального плана : создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан Задачи Национального плана: * изучение отечественной и зарубежной практики развития функциональной грамотности школьников; * определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников; * обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ, учебников; * разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса; * развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников; * укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Семь механизмов по развитию функциональной грамотности школьников * Формы и методы обучения. * Система диагностики и оценки учебных достижений школьников. * Модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана). * Активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей * Наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнёрства со всеми заинтересованными сторонами. * Программы внешкольного, дополнительного образования. * Обновление содержания образования (стандарты, учебные программы)
Функциональная грамотность рассматривается как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными интересами, ценностями, ожиданиями. Основные признаки функционально грамотной личности – это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компоненты функциональной грамотности Знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности. Умение адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни. Готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Функциональная грамотность грамотность в чтении и письме грамотность в вопросах семейной жизни грамотность в естественных науках грамотность в вопросах здоровья математическая грамотность юридическая грамотность компьютерная грамотность Содержание функциональной грамотности
На основе навыков мышления На основе основных навыков Интеллектуальные умения Навыки общего характера Жизненные навыки Функциональная грамотность ЗУНы как основа компетенций
Обучение должно носить деятельный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире). Учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся, их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию). Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала. Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. В урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; школа активно поддерживает исследования учеников в области сложных глобальных проблем. Следующие условия
Проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний Технология формирования правильной читательской деятельности Технология проектной деятельности Обучение на основе «учебных ситуаций» Уровневая дифференциация обучения Информационные и коммуникационные технологии Технология оценивания учебных достижений учащихся Разработка и внедрение критериального оценивания учебных достижений учащихся Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения в УВП начальной школы Технологии развивающего обучения (развитие критического мышления через чтение и письмо) Педагогические технологии
Логические приёмы Примерные задания 1 уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. 2 уровень - понимание Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому. 3 уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить. 4 уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, выявить сходства, различия. 5 уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план. 6 уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Международные оценочные исследования TIMSS «Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8 классов» Изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах-участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей. TIMSS является одним из самых представительных международных исследований качества образования в начальной и основной школе, позволяет осуществить мониторинг достижений учащихся 4 и 8 классов, а также изменений, происходящих в математическом и естественнонаучном образовании при переходе из начальной школы в основную школу. PISA «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» Оценивает особенности подростков использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности в межличностном общении и социальных отношениях. PIRLS «Изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы» Изучает читательскую грамотность учащихся начальной школы, сопоставление уровня понимания текста, выявление читательской грамотности четвероклассников, т.к к этому моменту учащиеся должны овладеть чтением так, чтобы в основной школе использовать различные тексты, как по содержанию, так и по формату для успешного продолжения образования
Участие школьников нашей школы в различных интеллектуальных играх, международных олимпиадах, конкурсах, проектов, фестивалей творчества
Участники и призеры Международной Олимпиады по основам наук
Содержательность Логичность Точность Выразительность Первый путь – грамотная, точная, выразительная речь учителя Второй путь – усиление лексической работы на уроке, работа с фразеологизмами Третий путь – широкое использование текста (сплошного и не сплошного) Четвёртый путь – использование словарей (толковых, орфографических, синонимов, антонимов) Требования к уровню развития речи Пути усиления языковой и речевой направленности
Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели) Общая грамотность Написать сочинение, реферат, составить текст. Считать без калькулятора. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать заявление, заполнить какие-либо бланки, анкеты. Компьютерная грамотность Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. Заботиться о своём здоровье. Уметь вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная грамотность Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий. Читать чертежи, схемы, графики. Использовать информацию из СМИ. Индикаторы функциональной грамотности и их эмпирические показатели
Коммуникативная грамотность Работать в группе, команде. Расположить к себе других людей. Не поддаваться колебаниям своего настроения. Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Владение иностранными языками Перевести со словарём несложный текст. Рассказать о себе, своих товарищах, о своём городе. Понимать тексты на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. Правовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса.
Модель формирования развития функциональной грамотности Дерево- функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблоки- ключевые компетенции Лейка- учитель
При условии успешности вышеизложенных задач, мы выполним главную цель формирования функциональной грамотности – формирование функционально-грамотной личности, т.е. интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина нашего государства.
Спасибо за внимание!