УРОК ЛЕКЦИЯ Тема: Картина на бересте
Пример картины
Этап 1. Береста выбирается по рамке или рамка подгоняется под бересту. Клеем ПВА береста наклеивается на вырезанный по размеру рамки лист ДВП и для сушки ставится под мягкий пресс на 24 часа.
Этап 2. Маленьким ножом-косяком происходит чистка бересты от слабых слоев, которые, если на них предполагается нанесение рисунка, необходимо убрать. Аккуратно с угла ножичком поддевается слой бересты и убирается он со всей плоскости. Остаются нетронутыми наросты. По бокам, если есть отслоения, можно применять клей ПВА.
Этап 3. Вставив дощечку с берестой в рамку, необходимо поразмыслить над композицией, и после этого рамка убирается. Рисунок наносится кистью так, чтобы места, предназначенные для снега, оставались нетронутыми. Коричневой краской, прозрачной насыщенностью, рисуются церкви и дома, и заполняются этим же колером. Пока краска(темпера)не успела высохнуть (на бересте она сохнет долго), с одной стороны архитектуры вводятся светлые, желтоватые мазки, а с другой стороны с голубой ватым оттенком. Эти условные введения делают архитектуру объемной. Получается некрасиво и размазано, однако это не должно пугать.
Этап 4. Этот этап самый трудный и от него зависит качество всей работы. Этот этап также самый продолжительный, если в картинке много архитектурных форм. Тонкой кистью, черной краской наносится почти чертежный рисунок: прорисовываются церкви, дома, заборы. Деревья, травинки и кусты не трогаются, так как они позже усиливаются более темной коричневой краской.
Этап 5. Все оттенки снега можно найти в бересте, подобрать колер к более темному оттенку и с разной насыщенностью написать снег на крышах, на деревьях, на деталях домов, заборах и кустах. Этим же колером сделать тени под домами, нарисовать травинки на фоне темных домов. Слегка эасветлив колер белилами с теплым оттенком, сделать несколько светлых мазков на деревьях и кустах переднего плана. Этап 5.
Этап 6. Все предыдущие этапы работы предусматривают использование того цвета, который мы находим в бересте. Благодаря этому снег не смотрится белилами, а деревья и архитектура органично вписываются в орнамент бересты. Чужой цвет отталкивает. Для освещения окон используется чужой для бересты цвет: светловато-оранжевый, желто-оранжевый, желто- зеленый, малиновый, зеленовато-красно-оранжевый и т.д. Это делается для радости, таинственности, ностальгических переживаний.Затем темно-малиновой, малиновой или светло-малиновой кисточкой наносится сеточка на окна церквей и прорисовываются рамы в окнах домов. Этап 6.
Завершающие работы. Когда работа закончена, необходимо ее еще раз проанализировать и,если есть необходимость, черные наросты бересты, для целостного восприятия композиции, погасить белым колером, который использовался для написания снега. Рамка, покрытая белой краской или обработанная морилкой готова и картинка, вставленная внутрь, заклеивается толстой бумагой или картоном под прессом (24 ч)., может сохраняться вечно. Дети прекрасно рисуют гуашью с белилами ПВА.