Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одиннадцатое февраля Классная работа. Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал.
Advertisements

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Презентацию подготовила: учитель русского языка.
«Правописание буквосочетаний ЦЫ-ЦИ».. Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему предложения. Полил сильный дождь, и земля.
-, Ах, алгоритм, алгоритм, алгоритм! Ты нам и нужен, и дорог, и ясен: Вместе с тобой орфография нам Даже совсем не опасна! Где мягкий знак, ну а где две.
Урок русского языка в 5 классе. Федоренко Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ « 11 МО Усть-Лабинский.
Звенит звонок веселый, Зовет нас на урок. Такой порядок в школе Не забывай, дружок. Все у парты ровно встали, Улыбнулись, подравнялись, Тихо сели за свой.
1 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 3 класс по программе «Начальная школа XXI века» Гончарова Татьяна Николаевна учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г. Обь Новосибирской.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда!
Лингвистическая разминка 1. В каком слове есть согласный глухой непарный, твердый непарный звук: а) щебет, б) циркуль, в) живее, г) чугун а) щебет, б)
[ ЦЫ ] ЦИ …... ЦЫ. Запомни цыган цыпочки цыпленок цыкнул цыццыц.
Цель урока. Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласным, с правописанием И – Ы после Ц; учить правильно обозначать орфограмму.
Урок русского языка 3 класс «К тайнам нашего языка» УМК «Гармония» Учитель начальных классов: Скитиба Оксана Васильевна г. Нижний Тагил МБОУ СОШ 20 Идентификатор.
ТЕМА: Буквы и – ы после ц Цели: -знать условия выбора -ы и -и после ц, - уметь применять изученную орфограмму на практике, отличать от других орфограмм.
Урок русского языка 5 класс. Проверьте себя: Ё, Ё, О, Ё, О, Ё, О, О, О, Ё.
Хоккей – профессиональный наездник на скачках, бегах. Жонглер - актер цирка, который искусно и ловко подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов.
Слова с орфограммой. [?] - согласный глухой непарный, твердый непарный, есть в этом слове.
Русский язык 5 класс Штык Альбина Сергеевна Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Софийское.
Изучение нового материала Правописание букв И - Ы после Ц.
Словообразование Словообразование Орфография. Орфограммы в морфемах Корень Корень Суффикс Суффикс Окончание Окончание Приставка Приставка.
Урок в 1 классе по предмету «Букварь». УМК «Планета знаний» Выполнила: учитель начальных классов МОУ Суходольской СОШ 2 Моисеева Татьяна Владимировна.
Транксрипт:

Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц

Разминка. Упражнение на восстановление текста Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).

Текст-оригинал И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Повторение – мать учения. Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё Ч_рный,ёр_стих, р_сток,ош_рок,о а изл_гать,а ш_лк,ёш_в,опредл_жениео прич_ска,ё

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стиххотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2. головной убор джентльмена

Происшествие в стране Орфографии Ц и ы

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкостих не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стихшок В существительных нация Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -син, -цый, -цы Пишем только букву ы.

Слова - исключения Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : ц…нга, куц…й, овец…, синиц…н, у гостихниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панс…рь.

Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы, сестрисин, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ин- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци- Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овец…, милиц…я, пунктуации…я

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я недоволен уроком, потому что …

Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т. ч. слова- исключения)

Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МОУ Берёзовской СОШ Богородского района Нижегородской областих Ботова Наталья Евгеньевна