Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Конструктивизм ( в узком смысле ) Радикальный конструктивизм Социальный конструктивизм разнородная группа теорий, созданных в психологии, социологии, философии, которые подчеркивают идею не отражательной, конструктивной природы познания, языковую и культурно - историческую обусловленность сознания, опосредствованность познания и понимания мира индивидуальными конструктами, формируемыми в онтогенезе, идею конструктивного альтернатив зима ( множества способов концептуализации событий ) и плюрализма истины. эпистемологическая позиция, основанная на идеях конструирования воспринимаемого мира живой системой, информационной замкнутости и само референтности когнитивных систем ( способности к само описанию и замкнутости на самих себе ), принципе пригодности и жизнеспособности знания, неотделимости наблюдателя от наблюдаемого, идее автопоэза ( способности системы к производству порядка благодаря собственной активности ) это направление в социальных науках, признающее первостепенную роль дискурса и отношений между людьми в конструировании ими мира и собственного « я », необходимость отказа от представления о всеобщих абсолютных истинах, эталонах поведения и психологических процессах, рассматривающее последние в привязке к культуре и истории конкретных сообществ, призывающее к многоголосию и взаимообогащению различных дискурсов ( языков и способов интерпретации мира ), демократизации и социальному преобразованию сознания людей
Основные постулаты социального конструктивизма особый взгляд на деятельность познания, ее цели и ценности, критерии оценки качества полученного знания, проблему соотношения языка и реальности и т.п. представители социального конструкционизма акцентируют особую роль языка в конструировании психики: они утверждают, что психические феномены являются продуктом дискурсов. социальные конструкционисты обращают внимание, что результатом психологических исследований, таких как эмоций (или мышления), должно быть знание именно о тех феноменах, которые называются «эмоциями» (или «мышлением») в обыденной коммуникации. с точки зрения конструкционистов, психические феномены зависят от социального контекста, иными словами, их онтологический статус отличается от статуса объектов физического мира. указывают на зависимость человеческого поведения от правил и конвенций культурных дискурсов. в перспективе социального конструкционизма психические процессы и состояния предстают чем-то вроде артефактов. Личность также приобретает характер артефакта.
Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л.С. Выготского
интрапсихическое производно от интрапсихического, что все высшие психические функции человека, социальные отношения, отношения между людьми, перенесенные внутрь. идея знаковой, символической опосредствованности (восприятия, запоминания, мышления и т.д.), употребления знака как решающего фактора в развитии сознания человека, зависимости осознания субъектом мира от сложности организации языковых значений, которыми он оперирует. психика как орган отбора, как решето, « процеживающее » мир и изменяющее его так, чтобы можно было действовать, субъективно искажающе действительность в пользу организма
Некоторые идеи А.Н. Леонтьева, которые в определенном смысле также могут быть истолкованы как конструктивистские
идея активности идея пристрастности субъекта и способа его «отражения» мира центральное представление теории деятельности о том, что деятельностное существование оказывает решающее влияние на способ «отражения» мира субъектом идея о значениях как исторически сложившихся формах фиксации общественного опыта, через призму которых человек воспринимает мир и которые преломляют мир в сознании человека