ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов » 15 сентября 2010
Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы Руководитель Центра профдиагностики и профориентации Романенко Н.В.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Концепция модернизации Российского образования
Трудности самоопределения: Несформированные профессиональные интересы Несформированные профессиональные интересы Скрытые профессионально важные качества Скрытые профессионально важные качества Неадекватная самооценка Неадекватная самооценка Неустойчивое эмоциональное состояние Неустойчивое эмоциональное состояние Недостаток жизненного опыта Недостаток жизненного опыта
Предпрофильная подготовка учащихся основной школы Предпрофильная подготовка Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся 9-х классов Организация курсов по выбору 70 % Информационная работа 15% Профильная ориентация 15%
Информационная работа «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Современная пословица) Информационная работа – это организованное знакомство учащихся 9-х классов с образовательными учреждениями, изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса,, посещение дней открытых дверей, разработка «образовательной карты», проведение виртуальных и реальных путешествий по «образовательным картам». Информационная работа – это организованное знакомство учащихся 9-х классов с образовательными учреждениями, изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса,, посещение дней открытых дверей, разработка «образовательной карты», проведение виртуальных и реальных путешествий по «образовательным картам». «Образовательная карта» - это карта муниципального округа, на которую нанесены все общеобразовательные учебные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования. «Образовательная карта» - это карта муниципального округа, на которую нанесены все общеобразовательные учебные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования.
Профильная ориентация К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-ых классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил»; могут быть использованы различные игровые технологии (игра по станциям, устный журнал, создание «словаря профессий», создание презентаций).
Формирование готовности к профессиональному самоопределению у старшеклассников СТАРТ Курс предпрофильной подготовки «Я и профессия» Групповая профдиагностика Индивидуальная консультация психолога-профконсультанта рекомендации хочумогунадо интересы склонностинавыки способности рынок труда профессии ЦЕЛЬ: выбор профиля профессионального образования Профессиографические встречи Профессиографические экскурсии Презентации профессий Ярмарки профессий Дни открытых дверей Профессиональный компасПрофориентационные игрыБеседы о выборе профессии Конкурсы, олимпиады
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 1.Грани моего «Я» Самопознание, повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности Самопознание, повышение уровня осознания особенностей трудовой деятельности Индивидуальная и групповая диагностика. Анкетирование. Опросник «Ориентация». Индивидуальная и групповая диагностика. Анкетирование. Опросник «Ориентация».
2.Школа профессий. Новые профессии Формирование представлений о профессиях, выявленных в результате анкетирования учащихся, осознание особенности выбранных профессий. Ознакомление учащихся с профессиями, популярными среди молодежи: Профессиографические встречи. Профессиографические встречи. Профессиографические экскурсии Профессиографические экскурсии Презентация профессии (web-дизайнер, дилер, андеррайтер, и т.д.) Презентация профессии (web-дизайнер, дилер, андеррайтер, и т.д.) Кл. час «Защита профессий». Кл. час «Защита профессий».
3.Здоровье и выбор профессии Формирование у учащихся представления о соответствии требований планируемой профессии состоянию здоровья : Встреча с медиком. Встреча с медиком. Изучение профессиограмм. Изучение профессиограмм.
4.Пути получения профессии Ознакомление учащихся с возможностями получения профессионального образования: Презентация учебных заведений. Презентация учебных заведений. Посещение дней открытых дверей Посещение дней открытых дверей Ярмарки профессий. Ярмарки профессий. Использование баз данных учебных заведений СПб Использование баз данных учебных заведений СПб
5.Формула успеха Знакомство с правилами выбора профессии: Беседа «Как выбрать профессию». Беседа «Как выбрать профессию». Игра «Выбираем профессию вместе». Игра «Выбираем профессию вместе». Деловая игра «Я и моя будущая профессия», и т.д. Деловая игра «Я и моя будущая профессия», и т.д.