Философия Эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Наиболее известные школы: 1) киники, 2) эпикурейцы, 3) стоики, 4) скептики Общие характеристики: 1) практический характер философии (главное учение этика, образец для подражания Сократ), 2) индивидуалистическая направленность (идеал внутренней свободы и самосовершенствования).
Философия эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Киники Основатель Антисфен (5-4 в. до н.э.), Диоген (самый известный философ- киник, 4 в. до н.э.). Основы учения: Высшее благо добродетель. К добродетели ведет разумное самоограничение (отказ от лишних потребностей и ненужных социальных условностей). Философ учит жить не словами, а собственным образом жизни. Иногда этот образ жизни доходил до крайностей: Диоген жил в глиняной бочке и ходил в лохмотьях. Вывод: движение киников первый осознанный протест против ограничений, накладываемых культурой.
Философия эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Эпикурейцы Основатель Эпикур (4-3 вв. до н.э.). Высшее благо удовольствие (подобные теории обозначаются как гедонизм). Примечание: имеются в виду не всякие удовольствия, а лишь умеренные и разумные (иные ведут к страданию). Удовольствие, по Эпикуру, это отсутствие страдания. Страдания связаны не с вещами, а с переживаниями и обусловлены нашими страхами, самый главный из которых страх смерти. Но смерти не надо бояться: «Пока мы есть, смерти еще нет. Когда есть смерть, нас уже нет». Философия рассматривается как терапия души.
Философия эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Стоики Зенон из Кития (основатель, 4-3 вв. до н.э.), Сенека (римский стоик, 1 в. н.э.), Марк Аврелий (римский император, 2 в. н.э.) К добродетельной и счастливой жизни ведет смирение с судьбой: если внешнее неподвластно, надо сосредоточиться на внутреннем, которое всецело зависит от нас самих (речь не об отказе от комфорта, а о внутренней свободе от привязанностей). Свободный от привязанностей человек может сохранить достоинство, какие бы невзгоды он не переносил. Сходство этики стоиков с христианскими представлениями о морали (элемент утешения: пусть я страдаю, зато живу достойно). К внешним обстоятельствам человек привязан своими страстями (побуждения, страх, скорбь и т.д.). Цель стоика состояние апатии (избавление от страстей), которое ведет к автаркии (независимости).
Философия эллинизма (4 в. до н.э. 4 в. н.э.) Скептики Основатель Пиррон (4-3 вв. до н.э.). Скептицизм рассматривается как противоположность догматизму. Человек не знает, каковы вещи на самом деле. Истинная картина реальности нам недоступна. Однако для практической жизни нам и не нужны истины хватает и мнений. Этический вывод: следует перестать беспокоиться о недостижимости истины и практиковать воздержание от суждения о реальности (эпохи), что приводит скептика к спокойствию и безмятежному состоянию духа (атараксия).