Государственный контракт: от 16 мая 2013 г (II этап) Исполнитель: Общество с ограниченной ответственностью «ЭКО-ДОМИНАНТА» «Выявление и экспертиза лучших практик проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы и распространение результатов на уровне субъектов Российской Федерации» Москва, 2014
Цель выполнения работы (оказания услуг): обеспечение достижения задач и ориентиров государственной политики в области образования посредством распространения результатов и лучших практик проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы на уровне субъектов Российской Федерации Задачи выполнения работы (оказания услуг): а) анализ состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году; б) проведение экспертизы и отбор для распространения в субъекты Российской Федерации лучших результатов проектов и мероприятий Программы за 2013 год; в) продвижение основных идей развития образования по различным направлениям в процессе информирования органов управления образованием субъектов Российской Федерации о лучших результатах проектов и мероприятий Программы, реализованных в 2013 году; г) осуществление в 2014 году постоянной консультационной и методической поддержки внедрения результатов проектов и мероприятий Программы на уровне субъектов Российской Федерации 2
3 II.1. Проведение анализа состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году
II.1.1. Организационная подготовка к проведению анализа, экспертизе и отбору, консультационной и методической поддержке внедрения лучших результатов проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на уровне субъектов Российской Федерации Критерии отбора экспертов: Ученая степень и (или) ученое звание Опыт работы в системе образования не менее 10 лет Занимаемая должность Публикации по тематике исследования Участие в конференциях по тематике исследования Опыт экспертной оценки не менее 2-х лет Положительные рекомендации Опыт работы по проектам Опыт работы по определенным вопросам направления исследований Количество направлений исследования Цитируемость публикаций Известность и компетентность Объективность 4
II.1.2. Доработка инструментария для проведения анализа состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году а) 11 форм для сбора информации (от 20 до 29 вопросов в каждой) от: -представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управления в сфере образования; -специалистов образовательных организаций; -представителей работодателей и общественности б) методические рекомендации по заполнению и обработке каждой из доработанных форм в) методика оценки эффективности и результативности проводимых на региональном уровне мероприятий по развитию образования с учетом целей, задач и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы 5
Направления развития образования 1. Повышение эффективности и обеспечение качества услуг дошкольного образования 2. Обеспечение достижения новых образовательных результатов и равного доступа к качественному общему образованию 3. Распространение моделей успешной социализации детей 4. Развитие потенциала дополнительного образования детей, включая развитие детского и молодежного технического творчества 5. Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению, включая реализацию программ по развитию общей одаренности у детей и подростков 6. Укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования, повышение их качества 7. Распространение современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях, включая создание и развитие центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности 8. Обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества образования на всех уровнях системы образования; 9. Создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ 10. Создание и развитие основанных на информационно-коммуникационных технологиях систем управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам 6 К виду работ II.1.2.
Методика оценки эффективности и результативности проводимых на региональном уровне мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы цели и задачи проведения оценки методологию оценки эффективности и результативности алгоритмы расчета знаний целевых индикаторов и показателей Программы на основе полученных данных описание процедуры измерения значений показателей перечень необходимой информации и источники получения достоверной информации для расчета показателей механизмы привлечения к исследованиям экспертных групп по различным направлениям и уровням образования К виду работ II
II.1.3. Обеспечение функционирования Интернет-портала и ведение базы данных для проведения анализа состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне Адрес (ссылка) Интернет-портала: 8 Исполнителем государственного контракта обеспечено: - функционирование Интернет-портала и ведение базы данных для проведения анализа состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году - функционирование Интернет-портала и ведение базы данных в непрерывном режиме с возможностью получать полную информацию о результатах анализа
II.1.4. «Проведение анализа состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году» Отобрано 43 субъекта Российской Федерации (из восьми федеральных округов) Организованы выездные мероприятия в 26 субъектов Российской Федерации в период с января по апрель 2014 года при участии 35 экспертов: проведены экспертные интервью проведен фокус-групповой анализ собраны данные об изменениях и дополнениях в законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в 2013 году проведен анализ местной прессы Общее количество опрошенных респондентов составило 5107 человек, в том числе: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования – 786 чел.; специалисты образовательных организаций – 4104 чел.; представители работодателей – 38 чел.; представители общественности – 179 чел. 9
II.1.5. Анализ данных результатов состояния региональных систем образования с учетом достижений реализации мероприятий и проектов на федеральном уровне, реализованных в 2013 году Оценка полноты реализации задач, мероприятий (под мероприятий) Программы с учетом достижения ожидаемых результатов и плановых значений показателей в субъектах Российской Федерации Рейтинг 8 федеральных округов Российской Федерации по состоянию системы образования в целом
11 К виду работ II Экспертная оценка разработанных и реализованных образовательных программ для обучающихся (воспитанников) соответствующих уровней образования в субъектах Российской Федерации Осуществлена экспертная оценка 173 образовательных программ, разработанных в 43 субъектах Российской Федерации, на предмет: качества содержания программ качества методической оснащенности программ качества реализации программ (организационные условия, квалификация преподавателей и тьютеров) механизмов обратной связи со стороны обученных соответствия образовательных программ актуальным проблемам развития образования на федеральном и региональном уровнях (включая соответствия требованиям работодателей в части установленных компетенций) соответствия материально-техническому оснащению образовательных учреждений, в том числе современным информационно-коммуникационным технологиям
12 3. Оценка готовности и стремления региональных образовательных систем и образовательных организаций субъектов Российской Федерации к замене или развитию собственных программ и систем оценки результатов образования К виду работ II.1.5. Субъекты Российской Федерации, показавшие высокое стремление к развитию собственных программ и систем оценки результатов образования: Астраханская область Белгородская область Волгоградская область Красноярский край Ростовская область Хабаровский край 4. Сопоставительный анализ, учитывающий особенности социально- экономического развития исследуемых субъектов Российской Федерации Тип 1. «Регионы – локомотивы роста» Тип 2. «Опорные регионы» Тип 3. «Депрессивные регионы» Тип 4. «Особые регионы» (спец территории) 5. На основании проведенного анализа выявлены основные факторы, обеспечивающие и препятствующие внедрению и реализации инноваций в системе образования
13 II.2. Проведение экспертизы и отбор для распространения в субъекты Российской Федерации лучших результатов проектов и мероприятий, реализованных в 2013 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы
14 II.2.1. Доработка (уточнение) критериев и порядка проведения экспертизы результатов проектов и мероприятий, реализованных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы для отбора и распространения в субъекты Российской Федерации лучших результатов Критерии экспертизы результатов проектов и мероприятий, реализованных в рамках ФЦПРО в 2013 году, для отбора и распространения в субъекты Российской Федерации лучших результатов доработаны путем разделения критериев на 2 категории: 1. общие критерии, позволяющие оценить значимость результатов реализации проектов/проведения мероприятий 2. специальные критерии, позволяющие оценить возможность реализации результатов проектов/мероприятий в субъектах Российской Федерации
15 II.2.2. Проведение экспертизы и отбор для распространения в субъекты Российской Федерации лучших результатов проектов и мероприятий, реализованных в 2013 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы Участие федеральных округов России в реализации проектов и мероприятий в рамках Программы в 2013 году Федеральный округ Количество заключенных государственных контрактов, ед. Доля, % Центральный ,8 Приволжский 12 3,6 Северо-Кавказский 11 3,3 Сибирский 11 3,3 Уральский 8 2,4 Южный 2 0,6 Дальневосточный 2 0,6 Северо-Западный 0 0,0 ВСЕГО Источник: Специализированная информационная система формирования предложений по проектам и контроля исполнения государственного заказа в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы (
16 Лучшие результаты проектов и мероприятий Федеральной целевой программы на годы, реализованные в 2013 году К виду работ II.2.2. Сборник лучших результатов проектов и мероприятий, реализованных в 2013 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы Отобрано проектов всего:71 ед. Проекты, связанные с разработкой и реализацией различных видов инноваций (механизмов, моделей, подходов):47 ед. Проекты, связанные с разработкой и реализацией образовательных программ, включая программы повышения квалификации и подготовки (стажировки):24 ед.
17 II.3. Обеспечение информирования органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений о лучших результатах проектов и мероприятий Программы путем их профессионального обсуждения
18 II.3.1. Обеспечение информирования органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений о лучших результатах проектов и мероприятий Программы путем их профессионального обсуждения Исполнителем государственного контракта подготовлены: программа семинаров определен круг обсуждаемых вопросов, порядок обсуждения раздаточные материалы и документы для обсуждения, содержащие сборник лучших результатов проектов и мероприятий, реализованных в 2013 году Семинары проведены в период с 13 по 14 ноября 2014 г. в каждом федеральном округе с участием следующих категорий лиц (всего 830 человек): сотрудники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования руководящие и педагогические работники образовательных организаций представители общественности
19 II.4. Осуществление постоянной консультационной и методической поддержки внедрения результатов проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на уровне субъектов Российской Федерации
Консультационная и методическая поддержка осуществлялась в дистанционном режиме с использованием функциональных возможностей Интернет-портала Консультационная и методическая поддержка осуществлялась в очном режиме, путем выезда экспертов в субъекты Российской Федерации (осуществлены выезды в 13 субъектов) Сделаны выводы о результатах проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на годы, которые вызывают наибольшую привлекательность и заинтересованность во внедрении на уровне субъектов Российской Федерации 20 II.4.1. Осуществление постоянной консультационной и методической поддержки внедрения результатов проектов и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на уровне субъектов Российской Федерации
Спасибо за внимание! 21