Выполнила: Жекова О.И. Проверила: Доцент к.пс.н. Кучеряну С.Г.
Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.
Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания. Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев. Выделив себя из окружающей среды, ребенок взаимодействуя с самой средой и людьми, каким-то образом проявляет себя, т.е. его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или «Я»-концепции. «Я» и окружающий мир
. 1. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела. 2. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. 3. Третий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью. 4. Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Этапы развития самосознания
Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Человек Социальное Я Физическое Я Духовное Я Материальное Я «Я» - концепция У.Джеймса
Механизм формирования «Я»-концепции В.В. Столин 1)принятие точки зрения другого на себя; 2)прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей; 3)трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок; 4)система контроля за ребенком; 5)система меж комплиментарных отношений; 6)семейная идентичность; 7)механизм идентификации.
Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах
Структура самосознания. «Я»- реальное «Я» - идеальное «Я»-прошлое «Я»-будущее.
получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения. Функции самосознания
Индивидуальность.
Самооценка это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Функции самооценки: - Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора - Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка это оценивание человеком самого себя.
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни.
Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.