ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ 1. Зарождение рекламы в Древнем Мире 2. Реклама в Средние века 3. Западноевропейская и Американская реклама Нового времени 4. Дореволюционная отечественная реклама 5. Реклама Советского периода 6. Реклама в современной России
1. Зарождение рекламы в Древнем Мире Протореклама – зачаточные формы рекламы, содержащие элементы стимулирования, убеждения ( как правило, в устной форме ). Реклама ( франц. reclame, от лат. reclamare - выкрикивать ) - разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чем - либо.
Древняя Греция Сохранилось несколько носителей рекламных сообщений на дощечках и плитах : « Чтоб глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранялась девичья краса, разумная женщина будет покупать румяна по разумным ценам у Эклиптоса ».
Древний Египет В городе Мемфис был обнаружен один из наиболее древних образцов наружной рекламы - каменный столбик с высеченной надписью : « Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения ».
Древнеримская империя В Помпеях при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает : " Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи ". Другая надпись сообщала, что можно снять " виллу - хорошую и добротно выстроенную. Наниматель должен обратиться к..."
Древнеримская империя Граффити или настенная реклама
Наиболее распространенные формы проторекламы : 1. Устная глашатаи ; народная молва ; ярмарки. 2. Зачатки фирменного стиля ( клейма, названия лавок, знаковые и текстовые вывески ); 3. Письменная на каменных плитах ( амбусы, альбом усы ); на папирусах и пергаментах ; граффити.
2. Реклама в Средние века 1. Раннее Средневековье ( с нашествия варваров в Римскую Империю, IV - V вв.); 2. Классическое Средневековье (VI - XIII вв. - эпоха феодализма, период формирования цеховой организации промышленности ); 3. Позднее Средневековье (XIV - XVIII вв., закончилось эпохой Великих Географических открытий ).
Реклама в Средние века Типовой облик лондонского глашатая Средневековая предметная вывеска виноторгового заведения
Раннее средневековье : Гибель старой античной цивилизации ; Становление ранние германского феодализма ; Натуральное хозяйство ; Власть военной силы ; Господство религиозной идеологии ; Отсутствие торговли и конкуренции. Отсутствие рекламы.
Образец гравюры, исполняющей роль рекламного плаката. Афишируется лотерея в городе Ростоке. Выигравшим предназначаются предметы, наглядно представленные в нижней части изображения
Классическое средневековье : Натуральное хозяйство, развитие ремесел ; Бурный рост городов в Западной Европе ; Возникновение цеховых организаций. Развитие рекламы, в основном устной. Развитие и регламентация института глашатаев.
Позднее Средневековье : Распространяются летучие листки ; Рукописные газеты ; Продолжает развиваться фирменный стиль у цеховиков ( знак, клеймо, герб, знамя ); На ярмарках продавались предметы роскоши, повседневные товары производились внутри феодального хозяйства. Знаковые и текстовые вывески => фирменные названия.
Главное достижение Позднего Средневековья – 1450 г. изобретение в Германии Иоганом Гутенбергом печатного станка. Началось развитие книгопечатания и печатной рекламы ( каталоги, плакаты, листовки ).
3. Западноевропейская и Американская реклама Нового времени ( эпоха Ренессанса и просвещения ) С начала XVIII века началось бурное развитие печатных СМИ ; Выпуск газет в Германии, Голландии, Англии, Франции, Америке ; Возникают первые специализированные рекламные издания.
XIX век – резкое повышение грамотности населения, Совершенствование типографического оборудования, снижение себестоимости газет, увеличение их тиражности => Повсеместное распространение газет. Появление технологии фотоцинкографии ( иллюстрации и фотографии в журналах ).
Появление рекламных агентств ( Первое в мире агентство – бюро Артура Горжа и Уолтера Кона в Лондоне, 1811 г.) В конце XIX в. В Европе и США появляются агентства с полным циклом услуг. Началось проведение первых рекламных к Ампаний. Развитие наружной рекламы ( вывески, афишные тумбы, витринные выкладки товара, стеклянные плакаты с подсветкой ).
В 1904 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер сняли первый в мире рекламный ролик ( посвященный шампанскому вину ). Зарождение PR в форме паблисити (« скрытая » реклама от имени журналиста ); Купцы преобразовались в коммивояжеров ( прямой маркетинг ); Ярмарки из торжищ превратились в выставки, привлекая огромное количество посетителей.
Появление крупных производителей, действующих и поныне (Coca-cola, P&G, Gillet и т. д.); Первые законы, регулирующие рекламную деятельность и ограничивающие недобросовестную рекламу ). В конце XIX в. - первые общественные организации рекламистов, формируются этические нормы рекламы. В нач. XX в. в Американских университетах рекламную деятельность стали преподавать как научную дисциплину.
4. Дореволюционная отечественная реклама во времена Киевской Руси (X-XI вв.) купцы пользовались услугами глашатаев ; XVIII в. распространилось книгопечатание ( И. Федоров ); Мелкие странствующие торговцы ( офени, коробейники ); Лубки ( народные картинки );
XVIII в. – печатне плакат, календари, листовки, прейскуранты. Ярмарки, с XIX в. – вставки ; 1878 г. В России организовано первое рекламное агентство Метцля.
5. Реклама Советского периода 20 ноября 1917 г. Декрет « О введении гос. монополии на объявления »; Имущество всех рекламных агентств конфисковалось ; Рекламы, кроме политической, не существовало ; Во время НЭПа возрождение элементов торговой рекламы, в производстве которой участвовали известные художники, поэты ( Маяковский, Моор, Родченко )
Тому не страшен / мороз зловещий, Кто в ГУМе / купит / тёплые вещи. Или : Беги со всех ног Покупать / « Огонёк ». Или : Лучше сосок / не было и нет, Готов сосать / до старости лет ! ( Реклама « Резиностреста »)
Реклама стала достаточно распространенным делом в прессе, на улицах ( в основном в виде пропагандистских призывов )
« Мосторгреклама » изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размещения 1000 трамваев,, столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц. С х гг. начался выпуск специализированных журналов « Реклама » и « Коммерческий вестник ». Существенные изменения в рекламной отрасли связаны с началом перестройки.
6. Реклама в современной России Доверие к рекламе подорвано в результате серии скандалов на финансовых рынках ( жертвами мошенников стали более миллиона человек, потерявших в сумме более 5 млрд. долларов ). Несовершенство Российского законодательства в области налогов и рекламы. Лидирующее место на российском рынке в х гг. занимали зарубежные рекламные агентства.
Сейчас по - прежнему наибольший объем финансов вкладывается со стороны зарубежных рекламодателей. Рынок рекламы оценивается как быстрорастущий и очень перспективный, происходит совершенствование технологий и рост профессионализма кадров.