ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Беляй Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования Гусева Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования
Цель дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра Создание благоприятной коммуникативной среды для обеспечения обучения, воспитания, коррекции, формирования мотивации к познанию и творчеству детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ по изобразительной деятельности.
Задачи дополнительного образования детей с ОВЗ в условиях психолого-педагогического центра Адаптация детей к жизни в обществе; Содействие коррекции недостатков и развитию познавательных процессов; Коррекция недостатков моторного развития; Развитие психических процессов: памяти, внимания, восприятия, речи; Включение компенсаторных функций у ребенка; Обучение планированию, самоконтролю за деятельностью; Удовлетворение интересов и потребностей детей; Воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости в достижении результатов, умения работать самостоятельно и в коллективе.
Категории детей с ОВЗ, посещающих психолого-педагогический центр Дети с речевыми нарушениями Дети с интеллектуальной недостаточностью Дети с задержкой психического развития Гиперактивные дети Дети с ДЦП Дети с нарушениями зрения и слуха
Этапы работы с детьми установление эмоционального контакта между педагогом и ребенком; развитие мелкой моторики рук и зрительно- моторной координации; развитие понимания речи и последовательности действий; формирование умений и навыков изобразительной деятельности; развитие творческой активности детей.
Цель занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник: учить понимать и выполнять инструкции; совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное восприятие, наглядно-образное мышление, внимание и пространственную ориентацию, формировать умение и навыки в различных техниках продуктивной деятельности, Расширять и активизировать лексический запас, Развивать эмоционально волевую сферу.
1. Формирование интереса и расширение сенсорного опыта и знаний детей об окружающей действительности. 2. Развитие изобразительных умений и навыков при освоении детьми различных техник рисования. 3. Развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации и системы пространственных представлений. 4. Формирование правильного восприятия формы, величины, цвета и умения передавать их в изображении. 5. Развитие речевых средств и речевой коммуникации. Активизация словарного запаса детей. 6. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. 7. Воспитание активности, самостоятельности, инициативности в творчестве при создании образов.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Пальцевая живопись (рисование пальцами, ребром руки или всей кистью)
Рисование ватными палочками, поролоновыми губками, зубными щетками
Печать – используются предметы, оставляющие интересные оттиски
Рисование восковыми мелками и свечой (проявляющийся рисунок)
Рисование на мокрой бумаге
Тычок жесткой полусухой кистью
Печать по трафарету и шаблону
Кляксография
Рисование песком или манной крупой
Коллаж – сочетание аппликации и рисования
Обрывная аппликация
Объемная аппликация
Аппликация из кусочков бумаги, скатанных в шарики
Аппликация из природного материала
Бумагопластика
Лепка из соленого теста
Рисование пластилином