"Необходимость усиления общественной составляющей в государственно- общественном управлении образовательной организацией" 09 апреля 2015 г. Репина А.В., к.п.н., проректор ГОАУ ЯО ИРО Константинова В.Г., зав.каф. менеджмента ГОАУ ЯО ИРО Ягодкина О.К., к.п.н., ст. преподаватель каф. менеджмента ГОАУ ЯО ИР О
Последнее мероприятие ИРО в рамках проблемы: Межрегиональная научно-практическая видеоконференция «Государственно-общественное управление образованием – ресурс развития региональной системы образования»
Государственно – общественный или общественно - государственный характер управления ? Государственно-общественный характер управления в российском законодательстве устанавливается только применительно к сфере образования. Государственно-общественный характер управления образованием находит воплощение нормах Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ устанавливает конкретные права и обязанности обучающихся, педагогических работников, родителей, работодателей, общественных объединений по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, по участию в принятии решений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Государственно-общественный характер управления образованием проявляется также в возможности применения процедур общественного контроля за качеством образования, среди которых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» выделяются: - независимая оценка качества образования, - общественная аккредитация образовательных организаций, - профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.
Нормативное обеспечение общественной составляющей в государственно-общественном управлении ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ): Ст.3 п.12 «сочетание государственного и договорного регулирования в сфере образования» Гл. 3. ст.26 п.4 «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет ….» Гл. 3. ст.26 п.6 « В целях учёта мнения обучающихся, родителей и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей и педагогических работников в ОО создаются советы обучающихся, советы родителей или иные органы»
Нормативное обеспечение общественной составляющей в государственно-общественном управлении Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности Статья 89. Управление системой образования 2. Управление системой образования включает в себя: 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; (См. Административный регламент исполнения Рособрнадзором государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 2 мая 2012 г. N 370) Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации "
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р)распоряжением Задачи: создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно- профессионального участия. создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности; создание в регионах, муниципалитетах и школах систем обеспечения качества, базирующихся не на контроле, а на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления.
Формирование общественной составляющей в РСО (по данным мониторинга ННШ) Основные итоги: доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно-общественного управления составила 100%. - возросла доля общеобразовательных учреждений, в которых органы государственно-общественного управления принимают активное участие: в разработке основных общеобразовательных программ (с 51,07% до 53,55%), программ развития образовательного учреждения (с 73,63 до 78,73%), в плановой финансово-хозяйственной деятельности (с 45,13 до 47,43%).
Риски при формировании общественной составляющей в РСО Недостаточно сформированы основные коммуникативные компетенции у руководителей в части умений ведения открытого диалога с общественностью (позиция слепо – глухо – немого) Инерционность процессов, происходящих в образовательных организациях (закон сохранения энергии) Преобладание стереотипов в отношениях школы и общественности (позиция «учителя») Закрытость образовательной организации от внешних воздействий (защитная реакция) Консервативность в построении системы управления в ОО (страх перемен, сопротивление инновациям ) Отсутствие мотивационной составляющей у руководителей ОО
Типичные ошибки Роль общественных советов декларативна (есть намерения, но отсутствует программа действий) Круг вопросов для обсуждений ограничен и не затрагивает сферу финансирования Отсутствует системность в работе Отсутствуют согласованные регламенты Не распределены функций между членами совета Отсутствуют чёткие целевые установки Мотивационные механизмы не действуют!
Точки роста Общественная составляющая в управлении стимулирует развитие: лидерства в организации (коллективно - распределённое социально – ответственное) инновационных процессов в организации внутренней системы оценки качества образования профессионального уровня педагогов Организационной культуры организации Стрессоустойчивости перед внешними негативными факторами
Инновационный проект « » Инновационный проект «Общественная экспертиза качества услуг, предоставляемых жителям муниципального района образовательными организациями» Организация-исполнитель: МОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Информационно- образовательный центр», г. Тутаев Соисполнители: ГОАУ ЯО «Институт развития образования» МОУ СОШ 3 (г. Тутаев) МОУ СОШ 6 (г. Тутаев) МОУ лицей 1 (г. Тутаев)
Основная идея проекта Проект направлен на решение стратегической задачи развития ГОУ в системе образования ТМР по осуществлению комплексного подхода к общественной экспертизе качества услуг, предоставляемых населению образовательными организациями. В замысел проекта включено актуальное для системы образования Ярославской области предложение по организации стажировочной площадки для пилотных групп общественных экспертов из других муниципальных районов.
Цель проекта Создание института общественной экспертизы качества услуг образовательных организаций на основе развития государственно-общественного управления в муниципальной системе образования.
Продукты проекта по итогам 2014 г. Программа обучения общественных управляющих «Школа общественных экспертов»; Пакет документов для подготовки и проведения общественной экспертизы МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр», методист Ягодкина О.К., к.п.н.
Продукты проекта по итогам 2014 г. Программа общественной экспертизы «Качество образовательных услуг»; Программа общественной экспертизы «Качество школьного питания» МОУ СОШ 6 г. Тутаев ЯО, директор Манокина Е.В.
Продукты проекта по итогам 2014 г. Программа общественной экспертизы «Школа – территория безопасного и здорового образа жизни» МОУ СОШ 3, директор Грачева Н.А.
Спасибо за внимание! Константинова Валентина Геннадьевна Зав.каф. менеджмента ГОАУ ЯО Институт развития образования, 4852/