Стандарты в электронном обучении Лекция 3
НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩИХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПКДО разных производителей управляющие функции (например, отслеживание пользования, обработка информации о пользователе, подготовка отчетов о результатах и т.д.) осуществляются по-разному. Следствия: 1. отдельные прикладные программы для разных систем организации обучения для использования на разных платформах. 2. разработка собственных средств для создания учебных материалов. УВЕЛИЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Наиболее распространенные стандарты в сфере электронного обучения IMS – Instructional Management Systems (Системы организации обучения), IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers (Институт электротехники и электроники), AICC – Airline Industry Computer Based Training Committee (Международный комитет по компьютерному обучению в авиации), ADL – Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение), ARIADNE (Консорциум АРИАДНА), SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами).
IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers (Институт электротехники и электроники), Комитет Технологии Образовательных Стандартов ((LTSC – Learning Technology Standards Committee) ( ) AICC – Airline Industry Computer Based Training Committee (Международный комитет по компьютерному обучению в авиации) ( ) IMS – Instructional Management Systems (Системы организации обучения), Консорциум Всемирного Образования - Спецификация IMS - XML - базированный стандарт, описывающий структуру курса. ( ADL – Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение) и созданный ADL стандарт SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами). ( ) ARIADNE - Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (Консорциум АРИАДНА) ( ) стандартизация обмена учебным контентом для Европейского Союза. The Dublin Core Metadata Initiative Наиболее распространенные стандарты в сфере электронного обучения
Жизненный цикл спецификаций e-learning Разработка и публикация Реализация в приложениях и сбор опыта применения Улучшение Появление стабильной версии и принятие сообществом как стандарта де- факто Стандартизация уполномоченным органом IMS Global Learning Consortium ADL SCORM ISO, IEEE, CEN Сообщество Open Source Коммерческие продукты
7
IMS Значимыми атрибутами учебных объектов являются: – тип объекта, – имя автора объекта, – имя владельца объекта, – сроки распространения, – формат объекта. – стиль преподавания или взаимодействия преподавателя с учеником, – получаемый уровень знаний, – уровень предварительной подготовки. Обеспечивается совместимость материалов, созданных при помощи интернета, с инструментальными средствами разработки содержания, системами организации обучения (learning management systems - LMS) и так называемыми рабочими средами, или оперативными средствами управления выполнением программ (run-time environments). Обеспечивающие совместимость вопросов и систем тестирования. Главная цель этой спецификации – дать пользователям возможность импортировать и экспортировать материалы с вопросами и тестами, а также обеспечить совместимость содержания учебных программ с системами оценки
Стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model) Ноябрь 1997: Министерство Обороны США и Департамент политики в области науки и технологии Администрации Президента США объявили о создании проекта SCORM комитетом ADL (Advanced Distributed Learning). SCORM (Shareable Content Object Reference Model) - это набор взаимосвязанных спецификаций и руководств. Модель SCORM задает последовательность представления пользователю одиночных электронных учебных модулей В настоящее время российские разработки, такие как RedClass, СДО Доцент и другие соответствуют стандарту SCORM.
ADL – Advanced Distributed Learning Проект DoD (Department of Defence) – Министерства Обороны США Изначальная цель – обеспечить госструктуры, с одной стороны, устойчивой моделью для реализации e-learning (электронного обучения), а с другой – четкими критериями для подрядчиков при разработке ПО и учебных материалов Для этого был создан SCORM
Sharable Content Object Reference Model – Эталонная модель переносимого контента объекта Курс представляет собой набор объектов, описанных определенным образом Объекты самостоятельны, самоценны, могут быть выделены из курса и использоваться отдельно от него Таким образом, SCORM – это стандарт на контент для курсов e-learning, предназначенных для самостоятельного изучения Идея SCORM
В рамках SCORM Контент Взаимодействие контента со средой обучения Самостоятельное обучение Адаптивное обучение За рамками SCORM Сервисы обучения (чат, форум, whiteboard и т.п.) Смешанное обучение Взаимодействие обучаемого с контентом (педагогика)
СТРУКТУРА Образовательный контент в SCORM это небольшие образовательные объекты, собранные в курсы, главы, модули, задания и т.п. Эти единицы содержания (Content Objects) разработаны таким образом, что могут быть использованы многократно в разных контекстах. Навигация и упорядочение единиц содержания происходит по правилам, определенным при накоплении материала. LMS работает согласно внешне определенным правилам, не имея данных об организации самого документа.
Цели SCORM (-ilities) Доступность: возможность поиска и доступа к объектам, находящимся в разных местах Адаптивность: возможность настраивать обучение под индивидуальные или организационные нужды Эффективность: возможность сократить время и стоимость доставки знаний обучаемым Интероперабельность: возможность переносить объекты, созданные одним набором средств разработки или платформой, на другие и использовать без изменений. Защита инвестиций: изменения технологий не ведут к необходимости переработки объектов. Повторное использование объектов: возможность составлять курсы из мельчайших объектов, гибкость при использовании в различных контекстах
Основные документы Книга 1: Общие положения (Overview) – дает представление о философии SCORM – объектной модели обучения Книга 2: Content Aggregation Model, CAM (Модель сборки контента) – описывает внутреннюю структуру курса SCORM Книга 3: Run-time Environment, RTE (Среда воспроизведения) – описывает то, как объект SCORM взаимодействует с системой обучения во время исполнения Книга 4: Sequencing and Navigation, SN (Последовательности и навигация) – описывает логику обучения, заложенную в курсе SCORM (адаптивное обучение) SCORM 1.2 SCORM 2004
Learning Management System (LMS) – программная среда, управляющая образовательным контентом, его доставкой и всем учебным процессом. Meta-data – способ единого описания образовательных ресурсов для их поиска, каталогизации и возможность повторного использования. Asset Meta-data – метаданные, которые дают наглядную информацию о документе. Облегчают поиск и многократное использование документа. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Составляющие SCORM Overview Content Aggregation Model Runtime Environment Sequencing & Navigation Conformance requirements Официальные документы
Технические книги SCORM - собрание спецификаций и стандартов
Технические книги SCORM - собрание спецификаций и стандартов 1. Content Aggregation Model (CAM) Способы сборки учебных материалов (Модель Накопления Содержания).Content Aggregation Model (CAM) (Модель Накопления Содержания). 2.Run-time Environment (RTE) Описание модели данных и способа обмена данными (Среда выполнения).Run-time Environment (RTE) (Среда выполнения). 3. Sequencing and Navigation (SN) Описание связей и последовательностей в учебных материалах (Упорядочение и Навигация).Sequencing and Navigation (SN) (Упорядочение и Навигация).
Content Aggregation Model (CAM) (Модель Накопления Содержания) Описывает структуру учебных блоков и пакетов учебного материала. Пакет может содержать курс, урок, модуль и т.п. В пакет входят xml-файл (Manifest), где описана структура пакета, и файлы, составляющие учебный блок. Manifest включает: метаданные (свойства компонентов учебного материала) организацию учебного материала (в каком порядке расположены компоненты) ресурсы (ссылки на файлы, содержащиеся в пакете) sub-Manifest (xml-файл может содержать под-Manifest) Блоки учебного материала, входящие в пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO). Asset – элемент материала, это может быть текст, картинка, звуковой файл, flash- объект и т.п. SCO – это набор из нескольких Asset. Кроме того, SCO должен поддерживать как минимум запуск и завершение.
Типы ресурсов SCORM Asset – Взаимодействует с пользователем – Не взаимодействует с LMS – Нет возможностей отслеживания SCO (Sharable Content Object) – Взаимодействует с пользователем – Взаимодействует с LMS при помощи SCORM API
Content Aggregation Model (CAM) Пакет контента SCORM: Упакованные в архив.zip ресурсы объекта Файл манифеста imsmanifest.xml – Находится в корне архива – Содержит информацию о: Структуре Ресурсах Связь между структурой и ресурсами Дополнительные данные SCORM
Манифест
Content Aggregation Model (CAM)
Пакет контента SCORM: Упакованные в архив.zip ресурсы объекта Файл манифеста imsmanifest.xml – Находится в корне архива – Содержит информацию о: Структуре Ресурсах Связь между структурой и ресурсами Дополнительные данные SCORM
Run-time Environment (RTE) (Среда выполнения) Описывает взаимодействие SCO и системы обучения (Learning Management System, LMS) через программный интерфейс приложения (Application Program Interface, API). Требования SCORM RTE позволяют обеспечить совместимость SCO и LMS, чтобы каждая система дистанционного обучения могла взаимодействовать со SCO таким же образом, как и любая другая, соответствующая стандарту SCORM. LMS должна обеспечивать доставку требуемых ресурсов пользователю, запуск SCO, отслеживание и обработку информации о действиях учащегося. Описывает словарь, который может использоваться, чтобы передать или получить информацию от LMS. Например, при получении контрольной работы ученика, SCO использует SCORM Data Model, известную как cmi.score.scaled, чтобы сообщить LMS результаты ученика.
RTE Серверная часть Клиентская часть SCO Asset JavaScript Объект- адаптер API Браузер Сервер LMS Learning Management System (LMS) Модель данных Представляет собой реальные переменные пересылаемые от LMS к SCO и обратно API - связь для взаимодействия SCO и LMS Запуск
Компоненты системы управления LMS - служба управление контентом (Content Management Service); - служба доставки (Delivery Service); - служба управления траекторией обучения (Sequencing Service); - служба администрирования курсов (Course Administration Service); - служба компьютерного тестирования (Testing/Assessment Service); - служба профилей учащихся (Learner Profile Service); - служба определения траектории обучения (Tracking Service); - программный адаптер (API Adapter).
Sequencing and Navigation (SN) (Упорядочение и Навигация) Описывает, как должна быть организована навигация и предоставление компонентов учебного материала в зависимости от действий учащегося. Требования SCORM SN позволяют упорядочивать учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями.
Взаимодействие SCO и LMS SCO использует SCORM API в качестве единственного механизма взаимодействия с LMS SCO запускается только LMS в отдельном окне браузера или дочернем фрейме LMS Одновременно может быть запущен только 1 SCO Задачей LMS является предоставление объекта-адаптера, реализующего API, в одном из родительских окон SCO Задачей SCO является поиск SCORM API в родительском окне и более высокого уровня и его инициализация Поиск объекта-адаптера и вызов его функций осуществляются при помощи ECMAScript (JavaScript)
Функции API В обязанность LMS входит реализация через API следующих групп функций: Функции сессии Функции передачи данных Функции поддержки
Как используются переменные? Модель определяет требования использования переменных в SCO и LMS, зависимости Модель данных дает некоторые рекомендации по использованию переменных Нарушение требований и рекомендаций ограничивает интероперабельность Использование переменных за рамками требований и рекомендаций как в SCO, так и в LMS не ограничено Переменные могут быть доступны для SCO на чтение и/или запись
Критика SCORM: сама архитектура системы позволяет любому обучающемуся в буквальном смысле выставить себе оценку среда исполнения любой SCORM-совместимой системы основана на Javascript. Javascript клиентская технология. Это означает, что при обращении к учебному курсу с помощью браузера получается программа, которая обеспечивает «реагирование» учебного материала на действия обучаемого. эта же программа отвечает за обмен данными с системой обучения (как правило, это какой-нибудь сервер, к которому студент доступа не имеет). эта же программа и подсчитывает результаты взаимодействия с ней обучаемого. это означает, что в любой момент времени обучаемый может воспользоваться этой программой и сообщить на сервер какие угодно результаты взаимодействия. Для этого вовсе не нужно быть хакером (или даже программистом) и иметь специализированное оборудование и программное обеспечение. Необходимо всего лишь иметь браузер с Javascript-консолью (например, Хром в режиме разработчика).Хром
Образовательные ресурсы Рунет
Национальная компьютерная сеть организаций науки и высшей школы
Сайты с наивысшим рейтингом в стандартных Интернет-конкурсах Портал ( Центр развития межличностных коммуникаций ( Клуб Mr. English - профессиональная школа английского языка (
Примеры федеральных и официальных образовательных ресурсов » Федеральное агентство по образованию РФ ( Официальные данные о Министерстве образования (структура, реквизиты). Нормативно-правовые акты, принятые Министерством. Информация о положении дел в отрасли (аналитический обзор и статистика). Текущие, планируемые и проведенные мероприятия. Федеральные целевые программы. Информация пресс-службы (новости). Ежедневный обзор российской прессы (статьи по вопросам образования). Раздел "Модернизация образования" (материалы и документы сессий, график мероприятий, аналитические обзоры, нормативно-правовые акты и т.д.). Разделы по уровням (дошкольное, среднее, высшее образование и т.д.): описание задач, проблем, направлений деятельности, перечень рекомендованных учебных материалов). Раздел "Обеспечение учебного процесса" (образовательные программы и стандарты, учебные материалы). Раздел "Научно-техническая и инновационная деятельность" (программы, научные советы, конференции ". Раздел: "Управление образованием" (лицензирование, аттестация, трудоустройство специалистов и т.д.). Раздел "Международное сотрудничество" (информация об установлении эквивалентности образовательных документов, нормативно-правовые акты). Основная цель данного сайта – служить ресурсом официальных документов и нормативно-правовых актов и освещать деятельность Министерства. Помимо этого, на сайте много аналитических и статистических материалов, информации о различных программах.
Пример неофициального ресурса » Банк рефератов ( Каталог рефератов по предметам (полные тексты). Объявления о поиске/продаже рефератов (дипломов, курсовых работ и т.п.), услугах репетиторов, набор текстов и т.д. Интернет-магазин по продаже книг (каталог с аннотациями). Учебные материалы на различных языках (экзаменационные билеты, сборники тем, сочинения). Сайт ориентирован на предоставление услуг по поиску и скачиванию полных текстов рефератов и других материалов.
Поисковые системы в Интернете
Наполнение каталога Используются четыре оси рубрикации: по уровню образования; по аудитории; по типу ресурса; по предметной области. Содержит несколько десятков тысяч интернет-ресурсов
Примеры неправительстенных организаций
Европейский Союз
Австралия
Интернет-каталог The Gateway to Educational Materials (шлюз к образовательным материалам), США Welcome to GEM Gateway to 21st Century Skills.mht
Виртуальные образовательные сообщества
Типы виртуальных сообществ
Спасибо за внимание!