Ремонт и восстановление водяного насоса Зил 131 Выполнил студент группы бДОКМ-31 Федотов Сергей
Водяной Насос Водяной насос автомобиля, или, как его еще называют, помпа, является одним из ключевых элементов жидкостной системы охлаждения любой современной машины. Его основная функция – это циркуляция охлаждающей жидкости во всей системе охлаждения. В итоге, после прохождения по кругу температура жидкости снижается, что восстанавливает ее способности охлаждать другие детали.
Принцип работы водяного насоса автомобиля таков 1. При заведенном моторе антифриз, охлажденный в радиаторе, поступает к насосу, точнее к центру крыльчатки. В итоге пространство между лопастями последней полностью заполняется антифризом. 2. За счет влияния центробежной силы крыльчатка отбрасывает антифриз в сторону. Он через специальное отверстие уходит в рубашку охлаждения силового агрегата. Таким образом, и обеспечивается циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения мотора.
Стоит отметить, что для исключения подтеканий антифриза между корпусом помпы и блоком цилиндров мотора устанавливается специальная картонная прокладка. Напоследок отметим, что вентилятор, который зачастую располагается на шкиве помпы и приводится в действие вместе с ней, изготавливается из пластика или листовой стали. Чтобы снизить шумность его работы лопасти располагают Х-образно под углами 110 и 70 градусов. С целью снижения мощности, которая необходима, чтобы приводить в движение вентилятор, используют узлы с электромагнитной муфтой. Последняя способна отключать привод вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости снижается до градусов. Таким образом, муфта оптимизирует работу системы охлаждения, попутно снижая шумность работы агрегата.
Разборку водяного насоса рекомендуется вести в следующем порядке. Отвернуть болты крепления насадка и снять насадок с прокладкой. Вывернуть из корпуса масленку. Отвернуть болты крепле ния крышки насоса и снять крышку с прокладкой. Расшплинтовать гайку крепления шкива и отвернуть ее, придерживая валик воротком за крыльчатку. На рис. 1, а показано, как удержать валик от проворачивания. Снять шкив вала насоса под прессом или при помощи съемника 20П-7968 с насадкой 20К-97-1 (рис.1, б). Отвернуть крышку водяного насоса.
Снять пассатижами замочное кольцо под шипника (рис.2, а). Снять конусную втулку (рис. 2, б) и шпонку.
Выпрессовать вали к водяного насоса в сборе с крыльчаткой и уплотнителем (рис. 3, а). Выпрессовать подшипники из корпуса насоса (рис. 3, б) под прессом и вынуть вода- сбрасывающую шайбу.
Для разборки уплотнителя с крыльчаткой надо снять с валика пружинное кольцо водасбрасывающей шайбы и замочное кольцо уплотнителя, затем снять текстолитовую упорную шайбу, резиновую манжету (сальник), прижимную обойму манжеты, прижимную пружину и опорную обойму манжеты. При замене крыльчатки выбить штифт крепления крыльчатки и спрессовать ее с валика. При износе подшипников и деталей узла уплотнения (упорной шайбы и манжеты) их заменяют новыми. Упорную шайбу изготовляют из графитизированного текстолита. При замене деталей узла уплотнения надо снять крышку насоса, выпрессовать из корпуса вал в сборе с крыль чаткой и сальником, заменить изношенные детали узла уплотнения и собрать насос.