История военных судов в России История военных судов в России Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед«приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов). Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации.
Военно-судебный устав В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе. Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные. Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами». Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены - на 6 месяцев).
Первый представитель Военной коллегии Военной коллегии Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года. Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной Армии, являлся активным участником гражданской войны. Возглавляя Военную коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза СССР. Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г.
С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала ( адмирала ) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. С принятием в 1957 г.
Десять самых грозных кораблей военного-морского флота РФ
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР «МОСКВА» Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Этот корабль был пущен на воду в 1983 году. Крейсер предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, в первую очередь авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений, огневую поддержку десанта. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж 416 человек. Максимальная скорость крейсера 60 км\ч.
«МОСКВА»
РАКЕТНЫЙ КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» Ракетный крейсер «Варяг» флагман Тихоокеанского флота. Выполнен по такому же проекту, что и «Москва». Он был спущен на воду в 1983 году. Длина этого корабля составляет 186,4 м. «Варяг» развивает скорость 60 км/ч. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж 476 человек. Крейсер имеет такое же вооружение, что и крейсер «Москва».
«ВАРЯГ»
Эсминец «Настойчивый Эсминец «Настойчивый» флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Эсминец предназначен для подавления наземных целей, в том числе объектов противодесантной обороны, живой силы и техники противника при проведении десантных операций, осуществления противовоздушной и противокорабельной обороны соединений и отдельных кораблей, борьбы с десантно-высадочными средствами противника, патрулирования и несения боевой службы совместно с другими силами флота, решения других задач. Длина составляет 156 м. Скорость эсминца – 62 км/ч. Экипаж – 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.
«НАСТОЙЧИВЫЙ»
«АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ» Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость – 53 км/ч. Экипаж – 626 человек.
«АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА КУЗНЕЦОВ»
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ» Российская атомная подводная лодка стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Пока это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Он входит в состав Северного флота. Длина подводной лодки составляет 170 м, подводное водоизмещение тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная – 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж 107 человек.
«ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ»
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «СЕВЕРОДВИНСК» Многоцелевая атомная подводная лодка 4- го поколения «Северодвинск» была спущена на воду в 2010 году. Надводная скорость подлодки – 30 км/ч, подводная – 57 км/ч. Длина подлодки составляет 119 м. Подводное водоизмещение – тонн. Подводная лодка вооружена десятью торпедными аппаратами, ракетами «ЗМ-14», «ЗМ-54» и П-800 «Оникс».
«СЕВЕРОДВИНСК»
СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ «ТАТАРСТАН» Сторожевой корабль «Татарстан» проекта («Гепард») является флагманом Каспийской флотилии. Вступил в строй 31 августа 2003 года. Надстройка этого корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость – 52 км/ч.
«ТАТАРСТАН»
КОРВЕТ «СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ» Корвет «Сообразительный» предназначен для действий в ближней морской зоне и ведения борьбы с надводными кораблями и подлодками, а также для артиллерийской поддержки морского десанта. Был спущен на воду в 2010 году. Длина корабля составляет 90 м. Экипаж – 100 человек. Скорость корвета достигает 50 км/ч. Корабль способен провести в автономном плавании 15 суток.
«СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ»
БОЛЬШОЙ ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ КОРАБЛЬ С Большой противолодочный корабль Северного флота России «Адмирал Чабаненко» был спущен на воду в 1992 году, введен в строй – в 1999 году. Длина этого корабля составляет 163,4 м. Экипаж 296 человек. Корабль способен находиться в автономном плавании 30 суток. Скорость – 60 км/ч.
«АДМИРАЛ ЧАБАНЕНКО»
Спасибо за внимание