Велюго Ирина Эмировна Здоровьесозидающая деятельность педагога
Здоровьесозидающая деятельность (ЗСД) обобщенная деятельность, связанная как с сохранением и укреплением здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья (Колесникова М.Г., 2010)
Здоровьесозидающая образовательная среда школы совокупность компонентов школы, их функциональных связей и субъектов – педагогов, учащихся, родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, развитие культуры здоровья и на этой основе формирования здорового образа жизни учащихся (Колесникова М.Г., 2008).
Цель здоровьесозидающей деятельности создание здоровьесозидающего пространства образовательного учреждения
Задачи здоровьесозидающей деятельности 1. Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования. 2. Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности. 3. Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий. 4. Создание здоровьесберегающей образовательной среды. 5. Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья. 6. Формирование и обеспечение здоровья учащихся.
Ключевые направлениями ЗСД Официально принятая политика школы в отношении сохранения здоровья обучающихся. Создание оптимальных условий пребывания детей в школе. Социально-психологический климат в школе. Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни и обучение соответствующим навыкам и умениям. Связи с общественностью в деле охраны здоровья детей. Медицинское обслуживание детей.
Задачи при формировании безопасной здоровьесберегающей среды ОУ Придание всему образовательно- воспитательному процессу максимально возможного индивидуально ориентированного характера с целью возможно полной самореализации личностного потенциала учащихся. Повышение уровня здоровья учащихся. Воспитание культуры здоровья учащихся. Повышение компетентности учителей в области здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности.
Задачи при формировании безопасной здоровьесозидающей среды ОУ Придание образовательно- воспитательному процессу безопасного и здоровьесберегающего характера, экспертиза результатов. Просвещение родителей учащихся по вопросам формирования ценности ЗОЖ. Создание условий в образовательном учреждении для обеспечения здоровья и безопасности учащихся и учителей.
Выдержки из ООП ООО Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. Включает несколько модулей:
МОДУЛЬ 1 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся : способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
МОДУЛЬ 3 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
МОДУЛЬ 4 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
МОДУЛЬ 4 комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся: интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
МОДУЛЬ 5 комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей: развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила; формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха; включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности; МОДУЛЬ 5 комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима; развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения: развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов; формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной деятельности обучающихся; рациональной организации внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ; просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Список литературы Вайнер Э. Н. Методология и практика формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды / Э.Н. Вайнер. Липецк, Колесникова М.Г. Ямбург Е.А. Что принесет учителю профессиональный стандарт педагога? /Е.А. Ямбург. М, Просвещение, Ясвин В.А. Социальное качество образования: опыт разработки регионального стандарта //Непрерывное образование, выпуск 1 (3), СПб АППО, ФГОС основного общего образования, ООП ООО.
Здоровья и удачи!