Ковтунова Вероника
Модель «7 S» в русском варианте «7 с» Описывает ключевые элементы, определяющие лицо организации. Она была предложена в 1980 г. двумя исследователями (Томас Питерс и Роберт Уотермен) и группой консультантов из компании McKinsey и представляет собой перечень принципов, позволяющих проанализировать сущность компании. Модель рекомендует обратить внимание на семь основных областей, названия которых начинаются с буквы S: стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), стиль (style), сумма навыков (skills), сотрудники (staff) и совместные ценности (shared values).
Художники из McKinsey изобразили эту схему в виде молекулы. Так родилась модель «7 S». Она была понятной, запоминающейся, доступной и имела собственный логотип (позднее названный «счастливым атомом»), что делало ее очень презентабельной. Было принято решение перенести модель в реальный мир.
Ключевыми элементами концепции «7S» являются: стратегия, под которой подразумеваются планы и направления действия, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей; структура или внутренняя композиция организации, отражающая ее расчленение на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений в распределении власти между собой; системы или процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации; состав работников, который представляет собой важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.; стиль или способ, каким руководители управляют организацией, сюда же относится организационная структура; сумма навыков, которая определяет отличительные возможности ключевых фигур в организации; совместные ценности, под которыми подразумеваются смысл и содержание основных направлений деятельности организации.
«Жесткие» элементы управления – это те составляющие системы управления в организации, которые отражают её формальную сторону. «Мягкие» элементы управления касаются корпоративных коммуникаций.
ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ 7«S»: Диагностический инструмент для анализа неэффективных организаций. Направляет организационное изменение. Совмещает рациональные и конкретные элементы с эмоциональными и неконкретными. Менеджеры должны иметь дело со всеми S параллельно, так как все они взаимосвязаны.
Модель 7 С в русском варианте 7 «К» Модель Р. Уотермена "7С" включает семь основных факторов, определяющих развитие: культура, информация, коммуникации, мотивы и приверженность, кризисные точки, контроль способность к развитию. «Способность» окружена шестью кружками, представляющими многоцелевую деятельность, которую назвали планированием.
Ключевые элементы 7 «С»: Коммуникации – люди могут использовать планы для того, чтобы дать друг другу возможность узнать о своих намерениях. Шанс и информация – возможность контролировать случай и вероятность, быть информированным. Мотивация и приверженность – система, которая регулярно выявляет крупные проблемы, ранжирует их и трансформирует их в мотивы, привязывающие людей к работе. Кризисные точки – что может случится, если тот или иной параметр не изменится, что позволяет компаниям менять курс до того, как разражается кризис. Контроль – гибкий контроль за ростом производства, доходом или долей на рынке. Культура – ежегодный обряд составления долгосрочных планов.
« Кольцо обновления » Процессы планирования и организации могут быть объединены путем соединения моделей «7S» и «7С». Объединенную модель Р.Уотермен назвал «кольцо обновления». Анализ моделей развития показывает, что процессы развития предприятия являются сложными, все факторы взаимосвязаны, последовательность их влияния не может быть четко определена, она вероятностна.