Законодательство в сфере э-управления: анализ, барьеры и рекомендации
ЦЕЛЬ переход к более эффективной системе управления на основе широкомасштабного использования ИКТ; содействии в глубокой реформе органов гос. управления на основе внедрения сервисов "электронного правительства"; создание нового поколения интерактивных электронных услуг для граждан и бизнеса ПРОГРАММА Правительства КР по внедрению электронного управления на годы
Задача Модернизировать нормативную правовую базу для при внедрении ИКТ в ГУ и МСУ»: гармонизация с лучшими международными практиками; Предоставление э-услуг; Совершенствование ЭЦП на основе технологической нейтральности ; ПЛАН ДЕЙСТВИЙ по реализации Программы по внедрению электронного управления на годы
СУЩЕСТВУЮЩАЯ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЗАКОНЫ: Об информатизации (от 8 октября 1999 года N 107); Об электронном документе и электронной цифровой подписи (от 17 июля 2004 года N 92); О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики (от 28 декабря 2006 года N 213); Об информации персонального характера (от 14 апреля 2008 года N 58); О государственных и муниципальных услугах (от 17 июля 2014 года 139)
Закон «Об информатизации» Принят более 15 лет назад, в другой социально- экономической и технологической ситуации Реально работающие правовые механизмы подменяются декларациями; Нет четкого понимания предмета и системы регулирования информационных отношений (много норм, относящихся к авторскому праву или связи);
ЗАКОН ОБ ЭЦП: содержит все недостатки «раннего» законодательства об ЭЦП : одна технология, самая неудобная и дорогая, причем иные технологии фактически запрещаются; не решается вопрос с сертификацией средств ЭЦП на соответствие требованиям, обеспечивающим доверие к ним; не соответствует современным стандартам евразийского законодательства (предусматривают 2 или 3 уровня подписей); не решены вопросы признания иностранных подписей (требуется международный договор); отсутствует механизм контроля удостоверяющих центров со стороны уполномоченного органа
~ ~ взрослого населения в Кыргызской Республике ЭЦП ИСПОЛЬЗУЮТ ЕДИНИЦЫ
Закон КР «О доступе к информации» В целом, соответствует мировым стандартам в данной сфере, однако нуждается в обновлении правовых механизмов, : Необходимо дать понятие официального сайта; требования к официальным сайтам; «открытые данные»
Закон об ИПХ не создан Уполномоченный орган (контроль, надзор, в т.ч. за «частниками», защита прав субъектов ПД) нет процедур получения согласия субъекта на обработку его ПД при получении э-услуг нет процедур уведомления субъекта о передаче его ПД 3-й стороне и о факте обработки его ПД, в т.ч. для э-услуг; нет требований к обеспечению безопасности ПД (уровни доступа, уровни безопасности в зависимости от угроз) нет механизмов реализации (подзаконных НПА – как ведется реестр, как регистрируются массивы ПД);
Держатели ПД
Закон о гос. услугах Принят в 2014 году и предусматривает оказание государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако механизм предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме сейчас законом не установлен.
ВЫВОДЫ: Действующие Законы КР «Об информатизации», «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», «Об информации персонального характера» не могут стать базой для внедрения электронного управления Регулируют сходные группы правоотношений, связанные друг с другом, но по-разному (принимались в разные временные сроки, в разные технологических условиях)
ВЫВОДЫ: Необходим новый законопроект «Об электронном управлении» : -Единый базовый кодифицированный акт; - Реализующий системный подход к нормотворчеству, -Обеспечивающий эффективность и непротиворечивость нормативной правовой базы; - содержащий единую систему понятий и категорий в области электронного управления
Что требуется сделать? минимальный набор институтов, необходимых для развертывания электронного правительства: Единая система понятий и категорий в области электронного управления; Работающий механизм использования электронной подписи, технологически-нейтральный (несколько видов электронной подписи, каждая – для своих целей); Работающий, но не обременительный для государства и организаций механизм защиты персональных данных; Механизмы координации госорганов при внедрении электронного управления; Правовые инструменты для создания конкретных механизмов взаимодействия при предоставлении государственных услуг (G2G, G2C)
Пакет законопроектов « Об электронном управлении» «Об электронной подписи» «О внесении изменений в Законы Кыргызской Республики «О государственных и муниципальных услугах», «О доступе к информации…» и др.
Идентификация на портале пользователя через ввод логина и пароля: ЛЮБЫЕ носители ЭП ПРОСТАЯ ЭП (логин, пароль) + ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ
ВЫСТРАИВАНИЕ эффективных межведомственных коммуникаций
СОЗДАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ Э-УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУСЛУГИ
-Недостаток ИКТ-инфраструктуры - часть территории страны не покрыто качественным (оптоволоконным) интернетом. -Проблемы с УНИКАЛЬНОСТЬЮ СКВОЗНОГО идентификатора личности -Отсутствие эффективной практики межведомственного взаимодействия. -Отсутствие достаточного финансирования развития. Препятствующие факторы: