УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ» Слушатель: Нестерова Татьяна Ивановна, учитель информатики МБОУ лицей 4 г. Данкова Научный руководитель: Ротобыльский Константин Андреевич кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой информатизации образования ГАУ ДПО ЛО «ИРО»
В соответствии с требованиями ФГОС ООО предмет «информатика» направлен на развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами линейной, условной и циклической.
Цель исследования: рассмотреть использование проектной методики при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» Задачи исследования: рассмотреть типологию учебных проектов; выявить преимущества и трудности в обучении с использованием метода проектов; рассмотреть метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС; показать, что тема «Алгоритмизация и программирование» интересна; составить примеры проектов по данной теме. Предмет исследования: раздел «Алгоритмизация и программирование». Объект исследования: процесс применения теоретических знаний в практической деятельности на уроках информатики в школе.
Введение Основная часть 1. Теория метода проектов 1.1. Понятие «метод проектов» 1.2. Типология учебных проектов 1.3. Преимущества и трудности обучения на основе проектов 1.4. Роль учителя в обучении на основе проектов 1.5. Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС 2. Проекты по информатике 2.1. Проектная деятельность на уроках информатики 2.2. Использование проектной методики при изучении темы «Алгоритмизация и программирование» Проект «Исполнитель «Транспортир» Проект «Исполнитель «Робот» Проект «Расчет необходимой суммы денег» Заключение Библиографический список Приложение
Суть понятия «проект» - направленность на результат. «Метод проектов» - это технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Два уровня тем для проектирования: тематические тематические это индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания; итоговые итоговые это объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.
Типы учебных проектов исследовательские ознакомительно- ориентированные практико- ориентированные творческие
Метод проектов при изучении информатики в рамках ФГОС хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам должен быть нацелен на сотрудничество с учениками и уметь управлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.
Главная цель преподавания информатики в школе - необходимость обучения учащихся методологии решения задач в разных областях знаний. Особенность метода проектов на уроке информатики - ориентирование на индивидуальную деятельность учащихся, а учитель выступает в роли консультанта во время работы над проектом.
Проект «Исполнитель «Транспортер»
использовать Робот алг нач. нц пока справа свободно.. закрасить.. вправо. кц. нц пока снизу свободно.. закрасить.. вниз. кц. нц пока слева свободно.. закрасить.. влево. кц. нц пока сверху свободно.. закрасить.. вверх. кц кон Проект «Исполнитель «Робот»
Проект «Расчет необходимой суммы денег» program sport; uses crt; var a,i:integer; b,k: real; begin ; writeln ('stipendia, rasxodi') ; readln (a,b) ; k:=0; for i:=1 to 10 do begin b:=a+b+(a+b)*0.03; k:=k+b; writeln (k:2:2); end; writeln; writeln (k:2:2); end. program sport; uses crt; var a,i:integer; b,k: real; begin ; writeln ('stipendia, rasxodi') ; readln (a,b) ; k:=0; while i<10 do begin b:=a+b+(a+b)*0.03; k:=k+b; i:=i+1; writeln (k:2:2); end; writeln; writeln (k:2:2); end. начало Введите стипендию и расходы: a, b b:=a+b+(a+b)*0.03; k:=k+b; Необходимо денег, k конец
Вопросы Ответы учащихся да-нет Не знаю Понравилось ли тебе работать с исполнителем «Транспортер»? 704 Нравится ли тебе составлять алгоритмы (планы действий)? 426
Проектная технология позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Заключение Организация проекта на уроке: -требуется больше времени как на подготовку, так на проведение занятий; -ученики испытывают затруднения, когда от них требуется самим строить процесс обучения; - организация метода проектов требует от учителя большой работы по созданию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческих способностей