Факторы развития технологического предпринимательства в переходной экономике Н.Н. Бутрюмова к.э.н., доцент кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Высшая школа экономики, Нижний Новгород,
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Проблема фото Технологическое предпринимательство является источником стабильного роста и развития экономики (Bailetti, 2012; Bruton & Rubanik, 1997; Li, Yong, & Ho, 2006; Venkataraman, 2004). Большинство исследований сосредоточено на изучении аспектов развития технологического предпринимательства в развитых стабильных экономиках (Bruton & Rubanik, 1997, 2002; Etzkowitz, 2000; Lau & Bruton, 2011; Tchalakov, Mitev, & Petrov, 2010) Особенности развития технологического предпринимательства в переходных экономиках остается мало изученным (Bruton & Rubanik, 1997, 2002; Etzkowitz, 2000; Lau & Bruton, 2011; Tchalakov, Mitev, & Petrov, 2010)
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Технологическое предпринимательство фото Создание нового технологического предприятия (Jones-Evans, 1995). Процесс, осуществляемый различными участниками, каждый из которых в процессе своей деятельности создает вклад, который приводит к трансформации существующего технологического пути (Garud and Karnoe, 2003) Поиск ресурсов и структур с целью реализации появляющихся технологических возможностей (Liu et al., 2005). Создание нового рискованного бизнеса, внедрение нового приложения или использование возможностей, которые опираются на научно-технические знания (Bailetti, 2012).
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Контекст развития технологического предпринимательства в переходных экономиках фото высокие налоги, нестабильная правовая и экономическая среда, неэффективная банковская система, коррупция, распространенность устаревшего бизнес-мышления Благоприятная рыночная структура Доступность венчурного капитала Качество человеческого капитала Отношение к успеху/ неудаче предпринимателя Сила права собственности
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Контекст развития технологического предпринимательства в России 1990-х гг. Среднее Низкое Высокое Среднее Ниже среднего Благоприятная рыночная структура Доступность венчурного капитала Качество человеческого капитала Отношение к успеху/неудаче предпринимателя Сила права собственности
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Методология исследования фото Цель исследования: Объект исследования: технологические предпринимательские компании, основанные с 1990-х и 2000-х гг. в Нижегородской области. Компания использует в своей деятельности технологически новые или значительно улучшенные продукты или процессы, или одновременно и продукты и процессы в течение изучаемого периода (Oslo Manual); Источники инновационных разработок должны быть следующими: НИИ или институты РАН; вузы; заводы, крупные предприятия или опытно- конструкторские бюро; частные лица. Метод исследования: кейс-метод. 6 кейсов 1990-х, 4 кейса – 2000-х гг.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Структура интервью фото Вопросы для интервью были составлены на основе экспертного интервью GEM. Внутренние факторы: мотивация к началу деятельности, источники идей и инноваций, предпринимательские знания и компетенции, обеспеченность предприятия ресурсами, бизнес стратегия развития компании. Внешние факторы: Экономические факторы Политические и правовые факторы Технологические факторы Социальные факторы.
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Результаты исследования в контексте обучения предпринимательству фото Фактор Применение в обучении Мотивация использования возможности, самореализация: основная движущая сила - увеличение собственного дохода и получение независимости в принятии решений. Гостевые лекции и истории успеха людей с похожей мотивацией. Проверка мотивации студентов. Нужно ли отбирать студентов на входе по мотивации? Наиболее важные ресурсы: Команда проекта Интеллектуальная собственность Человеческие ресурсы Партнерские отношения Финансовые ресурсы Государственная поддержка Содержание обучения: акцент на формирование команды, защиту ИС и модели ее коммерциализации, бизнес- моделирование, поиск и привлечение финансовых ресурсов, использование различных инструментов поддержки. Требовать ли в конце обучения запуска реального бизнеса, или как оценивать итог обучения? Предпринимательские знания и навыки: не обладают, получают через опыт и образование Проектный метод обучения (через опыт); краткосрочные курсы по конкретным темам. Нужны ли бакалаврские/магистерские программы? Достаточно ли кратких курсов?
Высшая школа экономики, Нижний Новгород, 2015 Результаты исследования в контексте обучения предпринимательству фото Фактор Применение в обучении Внешние факторы: Совершенствование законодательства Отношение общества к технологическому предпринимательству Повышение доступности венчурного капитала Деградация промышленности и системы подготовки кадров Отсутствие спроса на инновации Юридическая грамотность Развитие навыков конкуренции «на общих условиях» Навыки работы с венчурными инвесторами Ориентир на зарубежные рынки Нужно ли поддерживать технологические стартапы? Стратегии развития: Нишевые стратегии (внутренний и внешний рынок) Лидерство по качеству Клиентоориентированность Фокусирование на ключевых компетенциях Рост за счет собственного капитала Разработка нишевой стратегии с учетом ключевых конкурентных преимуществ и компетенций. Выстраивание взаимоотношений с клиентами. Минимизация затрат и вложений.