УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ И ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ Торгово-промышленная палата Комитета по природопользованию и экологии А.П.ПЕТРОВ Профессор, д.э.н.
Кадры и образование определяют постиндустриальное развитие экономики Слайд 1 Факторы развития экономики Влияние на экономическое развитие, % Природные ресурсы 18 Капитал, инвестиции 30 Трудовые ресурсы 12 Интеллектуальные ресурсы, инновации 40
Кадровый потенциал лесного сектора Представляют: 1. Государственный сектор 1.1. Органы государственной власти в сфере лесных отношений на федеральном и региональном уровнях 1.2. Государственные лесохозяйственные учреждения субъектов РФ 1.3. Федеральные учреждения, предоставляющие государственные услуги. 2. Частный сектор 2.1. Руководители и специалисты 2.2. Рабочие Слайд 2
Численностьработающих в системе государственного управления лесным хозяйством Численность работающих в системе государственного управления лесным хозяйством Слайд 3 Номер п/п Уровни управления и категории работников Численность персонала 1. Федеральный уровень Центральный аппарат Рослесхоза (руководители и специалисты) Департаменты лесного хозяйства в федеральных округах (руководители и специалисты) Организации подведомственные Рослесхозу (руководители, инженерно-технические и научные работники) Субъекты Российской Федерации (руководители и специалисты) Органы управления лесами в субъектах РФ Лесничества (лесопарки) (руководители и специалисты)40897
Кадровый потенциал в системе государственного управления лесами и правоприменения характеризуют: 1. Наличие профессионального высшего образования, в том числе для государственных служащих – образование по профилю гражданской государственной службы, 2. Наличие компетенций и знаний в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения, 3. Возможность получения непрерывного образования. Слайд 4
Удельный вес работников, имеющих профильное лесное образование, в общей численности персонала в сфере государственного управления лесным хозяйством (%) 1. Руководители структурных подразделений – Работники лесничеств – Работники участковых лесничеств – Специалисты по использованию лесов – Специалисты по воспроизводству лесов – Специалисты по охране лесов от пожаров – Специалисты по защите лесов – Специалисты по лесному надзору - 40 Слайд 5
Как организовать сертификацию квалификаций и аттестацию кадров Слайд 6 Правовые и нормативные акты Специальности, направления и профили бакалавриата и магистратуры Образовательные программы Профессиональные стандарты, административные регламенты Квалификации, компетенции Оценка знаний и навыков Сертификация квалификаций Знания, навыки Аттестация кадров =
Результаты входного тестового контроля знаний руководителей и специалистов органов управления лесами (оценка знаний по 5-балльной системе) Слайд 7 Должностные категории Учебные дисциплины Государст- венное управление лесами Лесное законодательство и правоприменение Экономи- ческие отношения в лесном хозяйстве Использо- вание лесов Охрана лесов от пожаров Воспроиз- водство лесов Государст- венный лесной реестр Руководители лесничеств 3333 Специалисты по использованию лесов Специалисты по лесном реестру Специалисты по управлению охраной лесов от пожаров 2323
Институциональная организация развития кадрового потенциала Слайд 8 Кадровый потенциал Предложение образовательных услуг на рынке труда Спрос на образовательные услуги на рынке труда Органы и организации государственного и хозяйственного управления лесами Высшее, среднее и дополнительное профессиональное образование
Рынок труда управляет образованием Слайд 9 Докторантура Аспирантура Высшее профессиональное образование Магистр Бакалавр Среднее профессиональное образование Специалист Рабочий высшей квалификации Базовое школьное образование Рынок труда
Модульные программы – основа высшего и дополнительного лесного образования 1. Модульные программы имеют целевую направленность на получение компетенций и квалификаций в определенных сферах управленческой и хозяйственной деятельности. 2. Модульные программы обеспечивают реализацию статей 13 и 15 федерального закона «Об образовании» 2.1. В статье 13 «Общие требования к реализации образовательных программ», где в части 1 сказано «Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации», 2.2. В статье 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ», где в части 1 сказано: «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. 3. Модульные программы являются основой образовательной компоненты, реализованной Программой ФЛЕГ. Слайд 10
Формирование модульных образовательных программ для подготовки и повышения квалификации кадров в области лесоуправления и правоприменения Слайд 11 Законодательные и нормативные акты Государственные функции и услуги в области лесоуправления и правоприменения Профессиональные стандарты и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Органы исполнительной власти в сфере лесных отношений Органы управления образованием совместно с работодателями Образовательные учреждения с участием работодателей Учреждения профессионального лесного образования Компетенции и квалификации, необходимые для исполнения государственных функций и предоставления услуг Модульные образовательные программы и учебные пособия Реализация модульных программ методами стационарного и дистанционного обучения
Учебное пособие для дополнительного образования «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации» Издано: Всемирный Банк, 2011 г. Переиздано: Всемирный Банк, 2015 г. Содержание 1.Законодательное, нормативное и организационное обеспечение мероприятий по предотвращению незаконной рубки и оборота нелегально заготовленной древесины. 2. Организация и ведение федерального государственного лесного надзора. 3. Сортиментация и учет заготовленной древесины. 4. Лесная сертификация и независимое подтверждение легальности лесной продукции – инструменты рыночного стимулирования легального использования лесов. 5. Работа с гражданским обществом для совершенствования правоприменения в лесном секторе. 6. Коррупционные риски, обусловленные лесным законодательством: экономические, экологические и социальные последствия. Слайд 12
Учебное пособие для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Лесное дело» «Правоприменение и управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» Издано: Всемирный Банк, 2015 г. Содержание 1. Управление и правоприменение в сфере использования лесов. 2. Управление и правоприменение в сфере защиты лесов. 3. Управление и правоприменение в сфере охраны лесов от пожаров. 4. Управление и правоприменение в сфере воспроизводства лесов. Слайд 13
Учебное пособие для дополнительного школьного образования «Практикум для занятий на лесных объектах» Всемирный Банк. Планируется к изданию в 2016 году. Слайд 14
Лесному сектору нужна долгосрочная стратегия развития лесного образования 1. Цели и задачи. 2.Принципы. 3. Формирование рынка образовательных услуг 3.1. Спрос на услуги, 3.2. Предложение услуг. 4. Сетевые формы организации лесного образования. 5. Лесная наука и образование: подготовка преподавательских кадров. 6. Финансирование образования. 7. Социальные аспекты образования. 8. Профессиональная ориентация на получение лесного образования. Слайд 15
Спасибо за внимание!