Медиарекламный рынок России Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям АЦ Vi Конгресс НАТ,19 ноября 2015 г.
Текущая ситуация на медиа рекламном рынке России
Медиарекламный рынок России, 9 мес г., млрд. руб., без НДС Источник: АКАР
Динамика по сегментам, 9 мес / 2014 г., % Источник: АКАР Медийная реклама -6% Контекст +17% Медийная реклама -6% Контекст +17%
Кризисы 2008 г. и 2015 г.: в чем разница?
Кризис гг.: причины и особенности В тот период основной причиной кризиса на рекламном рынке был общемировой финансово-экономический кризис Большинство стран в той или иной степени было им затронуто Положительную динамику имело ограниченное число рынков, в основном развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия и др.)
Кризис гг. Источник: ZenithOptimedia
Кризис гг.: причины и особенности В гг. кризис на рекламном рынке России представляет собой комбинацию внутриэкономических, внешнеэкономических и внешнеполитических факторов Кризис на рекламном рынке затронул ограниченное количество стран
Кризис гг. Источник: WARC
В чем разница? В гг. кризис наступил внезапно Кризис гг. еще в 2007 г. начал проявляться в развитых странах, в 2008 г. во многих из них развивался, то есть российский рынок мог спокойно подготовиться Кризис 2015 г. не был заранее спрогнозирован развитием мирового рынка, но ситуации в российской экономике говорила о том, что он обязательно разразится. То есть он тоже не был неожиданным, но подготовиться к нему было несколько меньше времени
Как рынок восстановится? В гг. российский медиарекламный рынок восстановился довольно быстро, что произошло во многом благодаря динамике потребительского рынка В текущей ситуации на этот фактор рассчитывать не приходится, особенно на фоне законодательных сверх усилий государства в сфере регулирования рекламного рынка
Рекламировать нельзя запретить или Как быстрее «похоронить» рекламный рынок
50 миллиардов рублей - объем прямых потерь российской медиа рекламной индустрии от всех внесенных изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 года 38-ФЗ «О рекламе».* Только с июля 2015 г. имели место неоднократные инициативы запретить или ограничить рекламу: лекарств («формы») продуктов с высоким содержанием сахара, соли и жиров («фаст- фуда») наружную (ГОСТ) *Оценка АЦ Vi, 2014
Что будет, если все запретят Запрещение или ограничение рекламы «формы» и «фаст-фуда» может привести к потере 1/3 рекламного рынка Как следствие - медиа лишатся значительной доли доходов, что скажется на качестве контента и аудитории В итоге – рекламный рынок будет попросту «похоронен»
Что делать? Или чего не делать
Текущий кризис: где выход? Запреты и ограничения в рекламной сфере не решат проблем, а лишь усугубят их Поскольку причины этого кризиса в основном внутренние или зависят от решений, принимаемых в России, то и выход из него, скорее всего, будет обусловлен решением этих внутренних проблем, а не просто изменением мировой конъюнктуры
Спасибо за внимание!