Педагогический совет
Повестка дня: 1. Сообщение «Актуальность темы». Заведующий МБДОУ 31 Пузырева Г.Н 2. «Сказочная безопасность»(как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам). Сообщение воспитателя Липиной И.В 3. «Играя, обучаем». Презентация игр и пособий. Опыт работы воспитателя Арзаняевой Л.Ю 4. «Формирование знаний у детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения методом проблемных ситуаций». Опыт работы воспитателя Бурлаковой С.Ф 5.«Основы безопасного поведения через метод моделирования и элементы поисково- исследовательской деятельности». Опыт работы воспитателя Лебедевой Н.В 6. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников». Старший воспитатель Елеонович И.А. 7. Педагогический ринг. 8. Подведение итогов конкурса «Лучший уголок по ПДД» 9. Решение педагогического совета.
1. Сообщение «Актуальность темы». Заведующий МБДОУ 31 Пузырева Г.Н Одно из определений безопасности - «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз или отсутствие таких угроз». Это означает, что безопасность ребенку гарантируют, прежде всего, взрослые. Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. Каждый год во многих регионах люди страдают от лесных пожаров. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так, чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в дошкольных образовательных организациях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОО. Суть этого вопроса состоит в том, что безопасность жизнедеятельности в современном мире определяется как одна из главных проблем человечества. Каждый человек и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главным. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Содержание работы педагогического коллектива по безопасности направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; -приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование положительного отношения к себе; -формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные- работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его ко встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь инспекторами ГИБДД и ПЧ.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по итогам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» В соответствии с годовым планом работы МБДОУ 31 на 2015 – 2016 учебный год была проведена тематическая проверка «Состояние работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников» с целью анализа системы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности период с по Вопросы для изучения: Анализ непосредственно образовательной деятельности. Анализ создания условий в группах; 3. Анализ планирования работы с детьми по ОБЖ. 4. Работа с родителями: -консультации, памятки для родителей по данной тематике; -оформление наглядной информации в родительском уголке; -выставки специальной литературы «В помощь родителям». Методы изучения: -Анализ календарного планирования воспитателей. -Просмотр непосредственной образовательной деятельности. -Обзорное изучение развивающей среды в группах. -Анализ работы с родителями. Ответственные: Пузырева Г.Н.- заведующий МБДОУ 31 Елеонович.И.А - старший воспитатель Нерозя Е.В - педагог- психолог Калашникова.Е.Л- учитель-логопед
В ходе контроля было установлено: Анализ календарного планирования работы по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности свидетельствует о соблюдении требований программы, учета возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Работа по данной теме состоит в обучении правилам безопасного поведения на дорогах, дома, в быту, правилам пожарной безопасности. Работа по безопасности осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы через игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество. Планируются разнообразные виды проведения занятий: занятия- путешествия, занятия- викторина и др. Предпочтение отдается наглядным, игровым, практическим методам обучения, словесные методы сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельности детей. Однако в совместной деятельности воспитателя с детьми, запланированные формы работы однотипны: занятия, беседы, коллективный труд, чтение художественной литературы. Такие формы работы с детьми как досуги, развлечения по данной теме не запланированы.
Далее старший воспитатель провел подгрупповые беседы с детьми старших и подготовительных групп с целью выявления знаний детей о безопасном поведении на дорогах, дома, в быту, правилах пожарной безопасности. Уровень знаний, продемонстрированных детьми, был оценен как соответствующий возрасту. Это говорит о том, что с детьми ведется систематическая работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности. В ходе тематической проверки была проанализирована организация среды по формированию основ безопасности жизнедеятельности-центры безопасности во второй младшей, средних, старших и подготовительных группах. Во группах «Солнышко», «Ягодка», «Сказка», «Улыбка», «Дюймовочка» достаточно пособий и материалов по данной теме (плакаты, иллюстрации по теме ОБЖ и ПДД, дидактические игры, наборы дорожных знаков, художественная литература). В группах имеются макеты проезжей части с моделями транспорта, дорожных знаков, светофоров. Стоит отметить группу «Сказка» с разнообразием макетов проезжей части и группу «Дюймовочка», имеется макет Копыловского моста и детского сада, но требуют доработки. В группах «Матрешка», «Улыбка», «Катерок», «Теремок» отсутствует макеты светофора, дорожных знаков. В недостаточном количестве в группах имеются схемы, планы группы, микрорайона с изображением детского сада. Следует пополнить центры безопасности атрибутами для сюжетно-ролевых игр «МЧС», «Пожарная часть». В группах «Сказка», «Улыбка» педагоги уделяют большое внимание совместному творчеству детей и родителей. В группах выполнены коллективные и индивидуальные работы. Оформлены книжки и альбомы по теме «Безопасность».
Наблюдения и анализ организованной образовательной деятельности во всех возрастных группах показал, что проводится целенаправленная работа с детьми, в соответствии с возрастом и уровнем их развития. Осуществляется грамотный подбор демонстрационного и раздаточного материала, организованная образовательная деятельность соответствует методике и программным требованиям; виды деятельности разнообразные, интересные, насыщенные. Стоит отметить непосредственно образовательную деятельность в старшей группе «Сказка», воспитатель Тарских О.Е. Наличие занимательного мотивационно- побудительного этапа, разнообразие методов и приемов, использование экспериментальной деятельности детей, игровых ситуаций, сюрприза, качественного наглядного материала, использование технических средств обучения способствовало удержанию внимания детей на протяжении всего занятия и обеспечило высокий уровень эмоциональности, познавательной и речевой активности детей. В подготовительной группе «Дюймовочка», воспитателю Федоровой М.В не удалось выстроить занятие в интересной и занимательной для детей форме, так как не была соблюдена структура и длительность этапов НОД, не правильно были подобраны формы и методы организации детей, что не позволило воспитателю добиться высокого уровня усвоения материала, не дало возможности в полной мере раскрыться детской инициативности и творчества. Большинство детей к концу занятия покинули организованную воспитателем деятельность.
В рамках данного тематического контроля педагогом-психологом МБДОУ 31 Нерозя Евгенией Владимировной были проведены следующие мероприятия с детьми подготовительных групп «Дюймовочка», «Теремок», «Колокольчик»: сказкотерапия «Три медведя», мульти-тренинг «Как хорошо иметь друзей!». Целью данных мероприятий являлось создание психологического климата, позитивных отношений между детьми, обобщение и систематизация знаний детей о безопасности в доме. В ходе мульти-тренинга и сказкотерапии проводись игровые упражнения, направленные на формирование навыков позитивного, созидательного общения, установлению и развитию контактов между детьми, восприятия и понимания другого человека. Большинство детей увлеченно участвовали в совместных делах, в отношениях преобладали одобрение и поддержка. Анализ работы с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей свидетельствует о том, что воспитателями используются традиционные формы взаимодействия- консультации, индивидуальная работа, наглядная агитация, домашние задания. Стоит отметить группу «Сказка» с оригинальным, ярким оформлением родительского уголка с раздаточным материалом с привлечением родителей к совместной деятельности с детьми дома. Но по прежнему недостаточно внимания уделяется активным формам организации работы с родителями (тренинги, участие в КВН, викторинах, деловые игры и пр.)
Рекомендации: 1. Пополнить «Центры безопасности» макетами светофоров, дорожных знаков. Ответственные: воспитатели групп «Матрешка», «Катерок», «Теремок». Срок: постоянно. 2. В группах «Дюймовочка», «Теремок», «Колокольчик», «Матрешка» обогатить и разнообразить «Центры безопасности» дидактическим и наглядно-методическим материалом. Ответственные: воспитатели групп «Колокольчик», «Дюймовочка», «Теремок», «Матрешка». Срок: постоянно. 3. Воспитателю группы «Дюймовочка» Федоровой М.В уточнить свои знания по организации и структуре НОД. Пополнить информацию по формам, методам работы с детьми в совместной деятельности. Ответственный: воспитатель группы «Дюймовочка» Федорова М.В. Срок: постоянно. 4. Разнообразить формы и методы работы с родителями по ОБЖ. Систематически и конкретно планировать работу с родителями. Ответственные: воспитатели групп. Срок исполнения: постоянно 5. Пополнить центы безопасности атрибутами для сюжетно-ролевых игр «МЧС», «Пожарная часть». Ответственные: воспитатели подготовительных групп «Колокольчик», «Дюймовочка», «Теремок». Срок: постоянно. 6. В совместной деятельности с детьми планировать досуги и развлечения. Ответственные: воспитатели групп. Срок исполнения: постоянно
Педагогический ринг
РАЗМИНКА 1. Самый главный постовой в рассказе С.Михалкова? 2. Человек, сидящий за рулем автомобиля? 3. Человек, переходящий дорогу? 4. Самый распространенный вид городского транспорта? 5. Ступая на дорогу, сначала посмотри на… 6. Происшествие на дороге? 7. Бывает подземный, бывает наземный? 8. Разрешающий движение цвет светофора?
1. Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?
2. Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых?
3. Какое правило безопасности не знала царевна из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»?
4. Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома?
5. Какое правило нарушил Кай из сказки «Снежная королева»?
6. Почему с колобком случилась беда?
7. Что обозначают эти дорожные знаки? -Черное обозначение в красном треугольнике
8. Что обозначают эти дорожные знаки? -четырехугольные синие знаки
9. На стихотворные строчки сформулировать правила? -Не открывай чужому дверь, Любым словам его не верь.
10. На стихотворные строчки сформулировать правила? Если дядя незнакомый. Хочет прокатить. Или дать тебе конфет, Ты ответить должен : «Нет»
11. На стихотворные строчки сформулировать правила? Если тетя подошла, Тебя за руку взяла, Говорит: «Пойдем в кино»,- Не ходи с ней все равно
12. На стихотворные строчки сформулировать правила? Нельзя доверчивым быть, Незнакомым секреты говорить Они обманут ребенка легко И деньги его унесут далеко
13. Реши задачу Из автобуса вышли 5 человек. Трое из них перешли проезжую часть по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди. Сколько человек поступили согласно ПДД?
14. Реши задачу Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по проезжей части. Одному из них было 13 лет, другому-14, а остальным по 15. Сколько человек поступило правильно?
15. Отгадай загадку Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, другому-14, а остальным по 15. Сколько человек поступило правильно?
Проект решения педсовета 1. Признать выполнение решения педагогического совета 1 от на хорошо. 2. Продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности; Ответственные: воспитатели групп Срок исполнения: постоянно 3. Использовать в работе с детьми опыт работы воспитателей : Арзаняева Л.Ю, Липина И.В, Бурлакова С.Ф, Лебедева Н.В, Нерозя Е.В; Ответственные: воспитатели всех возрастных групп 4. Разнообразить формы и методы работы с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Систематически и конкретно планировать работу с родителями. Ответственные: воспитатели групп Срок исполнения: постоянно