ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ЕГО КОРРЕКЦИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко
Девиантное поведение (от лат.- отклонение) -отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Дети с отклоняющимся поведением - дети, в работе и взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям, социальным работникам приходится применять дополнительные усилия, чтобы добиться положительного результата в обычной деятельности, которые нуждаются в коррекции личности.
Общественно- отрицательная, эгоистическая направленность у детей и подростков с отклоняющимся поведением: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями, курение, употребление спиртных напитков, отсутствие интереса к знаниям, к учебной деятельности, бесцельное проведение свободного времени, нежелание заниматься общественно полезной деятельностью, низкий уровень нравственно- правовой культуры.
Нарушения в эмоционально- волевой сфере личности у детей и подростков с отклоняющимся поведением: неуравновешенность, вспыльчивость, частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, частые конфликты со сверстниками и взрослыми.
Коррекция отклоняющегося поведения детей в учебном процессе: 1) Устранение пробелов в знаниях осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Оно может проявляться в даче посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления.
2) Психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса. Это могут быть ситуации, эмоционально благоприятные для восприятия знаний; показ практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. В усилении мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон учебной деятельности, занимательность материала.
3)Обеспечение овладения учащимися познавательными умениями. Для этого нужна организация специальных указаний, правил, апеллирующих к мыслительным операциям, специальный подбор содержания учебного материала. При формировании познавательных умений необходимо разъяснить назначение данных умений, их роль в приобретении знаний. Не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т.е. нельзя не переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию.
Воспитательно-коррекционная работа с детьми во внеурочное время: 1) Наряду с учебной деятельностью дети с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно- эстетической, игровой и др. 2) Деятельность становится интересной и значимой для детей, если она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. 3) Важным является включение детей в позицию активного участника деятельности.
4) Педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. 5) Внеурочная воспитательная деятельность предоставляет возможность подростку не только свободу выбора действия, но и создает условия для тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Спасибо за внимание!