Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова " Толстый и тонкий " Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.
Особенности композиции юмористических рассказов Чехова : Короткое вступление; Отсутствие подробного описания пейзажа, портрета ; Яркие художественные детали; Основа рассказа – диалог.
«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер художественного слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.
Деталь – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
Страничка внимательного читателя Заглавие рассказа Композиция ( построение ) Форма изложения Портрет героев Речевая характеристика Смешное и грустное в рассказе Краткое, простое Завязка-кульминация-развязка Диалог Краток (художественная деталь) «Словоерсы»- С (сокращённое «сударь») – прибавляется к слову в знак почтительности и даже приниженности по отношению к собеседнику. ??????
Обратимся к рассказу … Толстый Тонкий Толстый «только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем». «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
Портрет литературного героя Внешность манера голос, речь (черты лица, поведения интонация сила голоса, лексика) взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, одежда)
Литературоведческий словарь Антитеза Гротеск Гипербола - противопоставление образов, картин, слов. - одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, - намеренное преувеличение с целью усиления выразительности
Херес и флердоранж- художественная деталь- дорогое вино и дорогие духи с запахом апельсина могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флердоранж Херес
«…навьючен чемоданами» – художественная деталь Герой не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий – бедный, неуверенный в себе человек Портретная характеристика героя
Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» - художественная деталь Почему он делает портсигары ? Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде
Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора? « съежился, сгорбился, сузился … Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой …
Класс Гражданские чины I Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса IIДействительный тайный советник IIIТайный советник IVДействительный статский советник VСтатский советник VIКоллежский советник VIIНадворный советник VIIIКоллежский асессор IXТитулярный советник XКоллежский секретарь XIКорабельный секретарь XIIГубернский секретарь XIIIПровинциальный секретарь XIVКоллежский регистратор Табель о рангах Российской империи
Задание для вдумчивых читателей Почему автор данного рисунка изобразил героев именно так ?
Средства комического в рассказах Чехова - смешной герой ; - ситуация неожиданности ; - комический заголовок ; - юмористический сюжет ; - речевые характеристики ( употребление междометий и частиц );
. Для любознательных Упражнение с «ключиком»: угадай фамилии авторов книг и картин русских писателей и художников:
5. Если ты назвал правильно фамилии 1. Писателя 2. Художника 3. Художника 4. Писателя 5.Художника, то… Упражнение с «ключиком» Угадай фамилии авторов книг и картин русских писателей и художников.
« Ключик» к заданию По первым буквам слов- ответов ты сможешь прочитать «лошадиную» фамилию спасителя главного героя одноименного чеховского рассказа
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Чеховские герои помогают нам лучше понимать себя и других Выводы: