Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Аннотация Рабочая программа педагога-психолога на учебный год составлена в соответствии с основной образовательной программой ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок». Цель деятельности создание в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.
Рабочая программа обеспечит решение следующих задач: Психологическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса ДОУ; Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления; Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. Оказание помощи ребенку в решении актуальных задач обучения и социализации; Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности; Психологический анализ социальной ситуации в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения; Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ. Структура рабочей программы отражает все направления деятельности педагога-психолога.
Структура рабочей программы отражает следующие направления деятельности педагога-психолога : Психодиагностика. Психопрофилактика. Развивающая работа и психологическая коррекция. Психологическое консультирование. Экспертная работа. Психологическое просвещение.
Психодиагностика Психопрофилактика Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение уровня психического развития воспитанников и причин нарушений в развитии, адаптации и обучении, а так же определение проблем субъектов воспитательно-образовательного процесса. Диагностика проводится как индивидуально, так и в группах. Осуществляется в плановой форме (см. Перспективный план педагога-психолога на учебный год) и по запросу педагогов, родителей, администрации. Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с воспитателями, направленное на содействие им в построении психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.
Экспертная работа Психологическое консультирование 1. Исследование характера влияния социальной ситуации развития на особенности психики ребенка. 2. Участие в разработке нормативно – правовой и документационной базы для создания на базе ДОУ психолого-медико-педагогической комиссии по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. 3. Исследование эффективности усвоения образовательной программы детьми. 4. Участие в формировании предметно-окружающей среды, отвечающей требованиям зоны ближайшего развития и актуального уровня развития ребенка (в том числе детей раннего возраста). Психологическое консультирование в условиях дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера.
Коррекционная работа Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического Направлена на выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграция в образовательном учреждении.
педагог-психолог принимает участие в родительских собраниях с целью обсуждения специфики обучения детей в подготовительной группе ДОУ, возрастных особенностей детей 6-7 лет, параметров психологической готовности ребенка к обучению в школе, информирования о программе работы педагога- психолога в группе. На итоговом родительском собрании обсуждаются результаты скринингового обследования, делаются рекомендации родителям будущих школьников. Беседы с воспитателями по результатам диагностических обследований содержат рекомендации по работе с детьми группы развития. В течение учебного года психопросветительская работа с родителями ведется через оформление стендового материала в виде брошюр и информационных листков. Психологическое просвещение
В рамках работы с одаренными детьми организован интеллектуально развивающий кружок «Умка». Цель: развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Способы и направления поддержки детской инициативы
Спасибо за внимание!