Новые подходы к планированию воспитательно – образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ ЦРР – детский сад 8 «Буратино» г. Охи Звягина Э.М. 1
Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничто в мире не может быть хорошим. Лихтенберг Георг Кристоф 2
Планирование необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно- образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Цель планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку. Задачи планирования: Обеспечение выполнения ООП в Организации. Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса. Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно. 3
Какими инновациями характеризуются компоненты современного образовательного процесса дошкольного учреждения? Содержательный компонент Организационно - деятельностный компонент Аналитико-результативный компонент 4
Как учесть указанные инновации при планировании образовательного процесса ДОУ? 5
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно- ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. 6
Модели организации образовательного процесса в ДОО: 1. Учебная модель 2. Комплексно-тематическая модель 3. Предметно-средовая модель 7
Интегративный подход к построению целостной педагогической системы Процесс организованный вокруг интересов и возможностей ребенка, отражающий актуальную ситуацию из окружающего пространства воспитатель берет за основу фрагмент действительности связанный с последующим знакомством с окружающим миром связанный с предыдущим опытом 8
Основной целью интегративного планирования содержания педагогического процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях (предметах, природе, человеческих отношениях, способах познания и др), которые обогащаются и углубляются, что обеспечивает формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитие у детей общих способностей к познанию, творчеству. 9
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования 10
Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя: постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей; умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей; своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели; сочетания воспитания с самовоспитанием; опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей. 11
Обязательная педагогическая документация воспитателя Календарный план воспитательно- образовательной работы с детьми 12
Требования к плану воспитательно – образовательной работы с детьми основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики. План воспитательно-образовательной работы с детьми должен: 13
Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное, модульное 14
Составляющие планирования: 1. Перспективный план воспитательно- образовательной работы 2. Календарный план воспитательно- образовательной работы 3. Нерегламентированная деятельность 15
В Примерной программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой М. А. Васильевой реализован подход: часть программы представлена по тематическим блокам, сгруппированным по образовательным областям. Дошкольная организация может заменить один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы. 16
МОДЕЛЬ ПЛАНА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ: 1 раздел - «Общие сведения» в виде таблиц, которые оформляются в начале учебного года: -годовые задачи, -список детей, -расписание образовательной деятельности и кружковой работы -циклограмма работы воспитателя. 2 раздел - комплексно-тематическое планирование психолого- педагогической работы с детьми по шести блокам. Перспективное планирование с конкретизацией по месяцам, неделям выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца. Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. 3 раздел - перспективное планирование по видам детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно- исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей. 4 раздел - планирование образовательной деятельности (НОД) - еженедельный план работы: содержание НОД и формы организации детей. 17
«Когда мы тратим время на планирование, его становится больше» М. Рустам (индийский ученый) 18